"…Один китайский мыслитель сообщает, весьма сухо и лаконично, о том, что музыка рождается из всемирной гармонии – которая, в свою очередь, рождается из равновесия Инь и Ян – которое, опять-таки, берёт начало в смысле Вселенной. Поэтому, кратко суммирует китайский мудрец, о музыке имеет смысл говорить с человеком, познавшим смысл Вселенной…"
Вчера смотрела концерт Доминго-Нетребко-Виллазон по Культуре. Здорово, что они его показали, целых два часа. Концерт был в Берлине, на открытом воздухе и как будто для просто несведущей публики, никаких бабочек и смокингов, все по-простому. Пели под микрофон, а то не смогли бы охватить всю многочисленную аудиторию. Известные арии, в том числе из оперетт и мюзиклов, народные песни. Под конец народ разогрелся, стали раскачиваться из стороны в сторону и махать фонариками, как на рок-концерте. Перечислять, кто что пел, уж не буду. Странно, что обошлись без арий из Тоски и прочих нетленок, но в целом я почти все уже слышала. читать дальшеВпервые услышала Нетребко - вроде нормально, хотя я не разбираюсь в сопрано. Девушка красивая, эффектная, своими платьями убила меня наповал, но, по-моему, ей не хватает одухотворенности, слишком, что называется "земная красота". Это типаж Рокси Харт, а хотелось бы чего-то более возвышенного. К тому же она чересчур заигрывает с публикой, но народу нравится. Ну когда ты молодая и красивая, то все можно. Доминго сильно постаревший, но мастерство и шарм никуда не делись. Хотя видно, что ему уже тяжело достаются длинные ноты. Рядом с цветущей и пышущей жизнью Нетребко он смотрится малость потрепанно, особенно когда они пели любовный дуэт из "Отелло", и Доминго взялся обнимать ее за плечики. Хотя идея хороша, это же дуэт про любовь, и лучше немного сыграть, чем стоять столбами каждый за своим микрофоном. Сам Верди утверждал, что музыка очень чувственная, и все такое... Роландо Виллазон оказался тоже тенором, а я думала, возьмут баритона для полного спектра. Внешне мне не понравился, такой типаж латинского любовника, но пение и темперамент были выше всяких похвал. И весит не под сто килограмм, как все тенора. Он-то в паре с Нетребко выглядел весьма и весьма. Они пели дуэт из "Богемы" и тенор делал вид, что пытается ее поцеловать, а на финальных словах "amor...amor..." они очень удачно пошли вдаль за кулисы, так что голоса удаляются и затихают. Это была хорошая идея и в точности как в оригинале. Итальянских песен было мало, мою любимую "Non ti scordar di me" изуродовали теноровым дуэтом. Виллазон по молодости не проникся, право, Доминго гораздо лучше спел бы ее один. В финале пели на "бис" застольную арию из Травиаты, причем вышли петь прямо с бокалами шампанского, пели опять же втроем, пока Нетребко поет, Доминго уже втихаря отхлебывает... Анна спела окончание арии из Богемы даже без микрофона - ну это она зря... А последним номером была ария на немецком из оперетты Легара, опять же на троих, и тенора пытались перетянуть Нетребко каждый к себе, перебивая друг друга и соперничая из-за дамы... В общем после таких концертов остается очень, очень приятное впечатление. Чем хороша классика - в ней совсем нет негатива. Жалко, конечно, что только по телевизору, но эффект присутствия все равно есть. А после концерта я пошла мыть посуду и оттирать сковородки. Какое падение в реальность!
Вот, Виллазон и Нетребко
В следующее воскресенье будет трансляция гала-концерта из Метрополитен - это я в качестве анонса Учтите, Мет всегда приглашает к себе лучших певцов
Раз уж зашло про чтение. Прочитала "Севильское причастие" Переса-Реверте. Не могу сказать, что сильно понравилось, но с какой любовью, теплом и пониманием он пишет о людях и о своей Испании. Это непередаваемо. Реверте - настоящий писатель и настоящий гуманист в самом прекрасном смысле. Особенно порадовала первая фраза книги. "Хакер взломал компьютерную защиту Ватикана за несколько минут до полуночи...". Главный герой - священник по особым поручениям, типа такого Джеймса Бонда, который поехал в Севилью искать этого хакера. Плюс имеется упрямый настоятель местной церкви, пара вредных епископов, тройка невезучих мошенников, прекрасная герцогиня и печальная семейная легенда. Все очень романтично и с более-менее хорошим концом.
Сейчас пытаюсь прочитать некую откопанную в инете книгу некоего товарища Воробьева "Земля, до востребования". Вариант Штирлица, только в 36-38 годах в Италии, советский разведчик изображает австрийского коммерсанта и тырит промышленные секреты на благо родины. Немного наивно и не зашкаливающе талантливо, но приятные моменты есть. Главгерой положительный до издевательства, следователи - мерзки, фашисты - отвратительны, все как положено. Подкупило то, что автор, как и я, фанат оперы Периодически упоминает то одну, то другую, имена певцов, герой наведывается в Ла Скала... Ради этого и взялась почитать, хотя труд чересчур объемистый и никак не перевалит за середину. Зато у тюремного надзирателя прозвище Карузо, а у предводителя партизан - Доницетти, разве не прелесть?
Вчера опять устроила заезд за дисками. Мда, голодающие дети Поволжья и терпящие лишения уругвайские партизаны меня бы не одобрили. Чистое разорение. Хи-хи, Бах лежит на одной стойке рядом с "ДДТ". А что, и то, и другое уже классика.
Оторвано: читать дальше- жуткого дизайна пиратский диск с итальянскими операми 18-19 веков, сказано, что популярными. Нда, композиторы с фамилиями Керубини и Дзандонаи прямо-таки возглавляют хит-парад всемирной славы. Зачем купила, не скажу - в Библио-Глобусе внушительный музыкальный отдел, теперь регулярно туда наведываюсь, такие раритеты. Купила - сама себе завидую - "Тоску" записи 38 года с моим обожаемым Джильи в роли Марио. Я не могла это не купить, там есть пара фраз, которые просто необходимо услышать в его исполнении - еще купила сборник симфоний Моцарта. Что поделать там была распродажа, и Бах/Моцарт/Беховен продавались по 58р. Купила из одной жадности - и разжилась экранизацией "Без вины виноватых", старой-старой. Несколько месяцев назад посмотрела, и эта пьеса запала в душу. Ни одно произведение Островского не вызывало такого сопереживания, как это. В общем, поехала домой в состоянии тихой счастливой прострации, ревниво придерживая сумку, а ну как украдут "Тоску" вчера послушала, впечатлений масса от сравнения с предыдущим вариантом Каллас-ди Стефано.
На музыкальном форуме люди пишут "я поздно стал слушать классику, первый раз послушал сонату Бетховена в 18 лет" О боже, я себя чувствую отсталым австралопитеком, которому даже до неандертальца еще расти и расти. Я вообще классическую музыку - инструментальную - почти не могу слушать, только чуть-чуть Баха. До нее я еще не доросла, мне тяжело слушать, когда музыка не оживлена голосом. Тем более я не узнаю половины инструментов, отчего музыка производит на меня какое-то нечеловеческое впечатление. В хорошем смысле, типа "музыка сфер".
Слушала на днях "Отелло" Верди. Мега, мега-опера. Потом несколько часов музыка звучит в голове, даже не звучит, а гремит, и ты плохо слышишь, что тебе говорят окружающие. Великолепно. Столько страсти, накал эмоций, бешеная энергетика. И записью я разжилась потрясающей, там все поют гениально. Правда, отдала за нее бог весть сколько, но не жалко ни капельки. Плюс к дискам прилагается книжка аж на 130 страниц с рассказом о создании оперы (на трех языках!), интервью с дирижером, фотками и кратким и даже полным либретто на итальянском и английском. То есть можно слушать и попутно читать текст, чтобы лучше понять. Прекрасно. как можно описать музыку словами? Не вижу смысла без конца повторять "прекрасно" и "великолепно", хотя ничего другого не скажешь. И кто бы мог подумать, что между Отелло и Дездемоной были весьма бурные.. ээ..сексуальные отношения, и она вышла за него не в последнюю очередь из-за этого? Верди прямо на это указывает, хотя, читая Шекспира - почтенная классика, как же - никого ни в чем таком не заподозришь. Кстати, в пьесе очень забавный отец Дездемоны, Брабанцио, так смешно выражается. Это он первый намекнул мавру "меня надула - и тебе солжет", на чем потом так хорошо сыграл Яго. Еще не задумывалась о том, что жена Яго Эмилия довольно неприятная личность. Она ведь все знала про махинации мужа с платком и его злодейскую натуру, но ни словом никому об этом не намекнула. Собственно, Дездемона могла остаться жива, если бы Эмилия не молчала из страха. И меня прямо шокирует мысль, что все эти кипящие страсти с невероятными музыкальными взлетами (это я имею в виду дуэт Отелло-Яго в конце 2 акта, но не только) Верди сочинил в 75 лет! Ему полагалось быть в глубоком маразме, как наши пенсионеры в автобусах, а не оперы писать! Не знаю, может стоит тут пересказать сюжет, больно красиво Яго строил козни. Или все помнят? И между прочим Отелло вовсе не был такой патологически ревнивой личностью, как обычно хотят изобразить. Пока Яго не стал капать ему на мозги, он Дездемону абсолютно ни в чем не подозревал.
Вот думаю, эта идиотка маркиза Аттаванти что, не могла найти веер без герба?! Это ж улика! Нафиг ее брату вообще был нужен веер, хватило бы женских шмоток, Керенский нашелся. И как они с Марио могли забыть веер в часовне?? А корзинку из-под еды? Хоть бы наружу вынесли, надо же следы заметать! Хреновы конспираторы! Что значит, они не читали детективов, полиция тут же все раскопала. Барон, конечно, и без веера бы догадался, хватило бы портрета маркизы, но можно было поотпираться. Каварадосси мог бы соврать, что еду съел сам, что веер забыла маркиза, у которой с ним амуры. А так - "ничего не знаю", и все, неинтересно.
А мы с мамой, увы, на Тоску не попадаем, т.к. она идет только 3 ноября, и все билеты раскуплены. Чего народ ломанулся? Кстати, в Станиславского билеты на "Тоску" и "Любовный напиток" стоят рублей на 200 дешевле, чем на "Кармен" и "Онегина". Почему??? Придется отложить до декабря. Тетенька в кассе мне предложила: - На "Травиату" сходите, тоже хорошая опера... Блин, я еще пару десятков неплохих опер знаю...
Вчера пересматривала "Разум и чувства". Как хорошо, что англичане любят свою Остин и ставят ее так старательно и дотошно, со всеми деталями. Эмма Томпсон очень талантлива. Гранта тоже люблю. Ну и Рикман, конечно. Смотрела-смотрела на него - ну не понимаю. Вроде красивым не назвать, но что-то есть в нем настолько обаятельное... Как так получилось, что он любимец всех девушек с 15 лет и до бесконечности, невзирая на возраст и сомнительные черты лица? Тот же Грант гораздо больше подходит на роли героя, а не имеет и половины той народной любви. А про Рикмана я никогда, ни разу не видела плохого отзыва. Ура харизме, таланту и обаянию Алана Рикмана!
Тито Гобби был великим итальянским оперным певцом, а именно - баритоном. Я много раз его упоминала, а сегодня 94 года со дня его рождения, и я хочу написать про него и отдать дань уважения. Во-первых, он прекрасно пел, я не буду описывать словами то, что надо слушать. Во-вторых, потрясающе играл, прикладывая столько сил к отделке каждого образа до малейших штрихов, сколько никто не тратит, тем более сейчас, в наше халтурное время. В-третьих, он был серьезным и думающим человеком, что тоже заслуживает уважения. Собственно, вот он какой был читать дальше Он много снимался в кино, в основном - в экранизациях опер. Старые фильмы, 46-47 года, и смотря их, можно быть уверенным, что это лучшая возможная постановка. Также существует куча аудиозаписей, собиранием которых я развлекаюсь последнее время. Одну "Тоску" он записывал 8 раз, хотя мне непонятно, зачем столько, все равно продается только один вариант. Зато "Женитьбу Фигаро" так и не записал. читать дальшеЕще Гобби написал две книги, одна - автобиография, у нас, видимо, не издавалась, к большому сожалению, и вторая - про оперу, с пересказом сюжетов и всякими театральными историями и советами по постановке, замечательная книга. К тому же он не только пел в операх, но и ставил их сам в разных театрах. Ролей у него было много, роли были всякие. Риголетто - одна из самых сложных партий, требует больших усилий. Надрывная трагическая история по пьесе Гюго, на тему "что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом". читать дальше
читать дальше Просто поражаюсь работе гримеров и вживанию в роль. На последней фотке Гобби столько же лет, сколько на первой, с бабочкой, - тридцать четыре. А можно дать все семьдесят, хотя для отца максимум 20-летней девицы Риголетто явно слишком старый. Может, она поздний ребенок, конечно, или жизнь так побила...
Моя любимая роль - Тонио из "Паяцев". Опять же трагически-драматическая история любви и измены среди актеров бродячего театра. Персонаж Гобби недалекий, вредный, склонный к домогательствам и строению козней, но чем-то обаятельный читать дальше
Еще вредно-злобный гражданин, Яго, соответственно, из вердиевского "Отелло". Почему большая часть баритональных партий - отрицательные персонажи?? Между прочим, Отелло-то дурачок, а вот Яго - основная движущая сила интриги, и Верди вообще хотел назвать оперу "Яго", поскольку он по сути главный герой читать дальше
Положительные роли. Номер раз - Фигаро, "Севильский цирюльник". Опера - шедевр, изысканная, смешная и вечная. Ее ставят везде и всегда. Безупречный образец жанра с переодеваниями, тайными записками, серенадами и интригами. Фигаро помогает пожениться графу и Розине, а им в этом мешает старый вредный опекун. Эта экранизация 47 года явно вдохновлена свыше, настолько в ней все хорошо сделано. Гобби молодой и красивый читать дальше
И бравый вояка сержант из моего любимого "Любовного напитка". Идеальная комическая опера без малейшего негатива, светлая и веселая. Персонаж Гобби - командир и любимец женщин, чем-то напоминает поручика Ржевского из "Гусарской баллады, и тоже в усах читать дальше
Из поздних ролей - барон Скарпиа из "Тоски". Наверно, лучшая его роль, отработанная до последнего мельчайшего жеста и поворота. Гобби был лучшим бароном Скарпиа из тех, что когда-либо были и пока его вроде никто не превзошел. Барон был человек жестокий, коварный и полностью беспринципный, обожающий игру в кошки-мышки. Умный, сообразительный, утонченно элегантный, галантный или впадающий в ярость, когда ему это нужно. Между прочим, здесь у Гобби накладной ястребиный нос, что очень подходит изображаемому характеру. И глаза выразительно сверкают читать дальше
Женщина рядом с ним - Мария Каллас в роли Тоски. Идеальная Тоска, то есть настоящая.
Еще был "Фальстаф", тоже написанный Верди (в 80 лет!) по Шекспиру. Чисто комический герой, хотя не такой простой, как кажется. Пузо и нос - фальшивые, как и прическа читать дальше
И "Джанни Скикки", прелестная мини-история про мухлеж с завещанием от Пуччини читать дальше
В общем, я завидую Тито Гобби. Это была замечательно прожитая жизнь, наполненная работой и смыслом. Жаль, что он прожил всего 70 лет. Но хорошо, что так много осталось, что можно посмотреть и послушать. Хотелось бы, чтобы и моя жизнь прошла так же.
Это было мое признание в любви, как можно догадаться...
UPD:Блин, и никто даже коммента не напишет, а я так старалась с этим постом. Ну что поделать, для меня это действительно важно. То есть, и Гобби важен, и комменты.
Договорились с мамой сходить на "Тоску". Мне очень хочется, а она ее никогда не видела. Гы, постараюсь не спойлерить, чтоб сюжетные повороты были неожиданными. Хотя поют по-итальянски, как она будет понимать сюжет? Там же много всего в разговорах, конечно, над сценой висит табло с переводом, но это мало помогает. С удовольствием подумала, что это произведение режиссерам не удастся перенести куда-нибудь в сороковые или перестроечные годы Дело происходит через три дня после битвы при Маренго (это Наполеон) и по ходу дела это сражение упоминается 2 раза, причем во второй раз приходит известие, что Наполеон победил. Все, хоть убейся, но это ты никуда не денешь. 1800-й год, и точка Если только выкинуть следующую за новостью арию, но это уж совсем.
Набрела на сайт, посвященный Джорджу Мартину, в частности саге про мир льда и огня. Там куча красивых картинок, нарисованных фанами, с персонажами и сценами из книг. Мрррррр. Оттуда проползла на итальянский фэнсайт, оттуда добралась до официального мартиновского сайта. И таки да! Дописывает, дописывает он следующую книгу!! "Танцующая с драконами". Ура, может, все-таки хоть немного прольет свет, что ж там дальше было. А то он двух моих любимых героев в четвертой книге вообще выкинул. Они в конце 3-й сбежали, и всю 4-ю их все ищут, а автор злостно молчит! А красота-то какая! Замок Орлиное Гнездо, в горах читать дальше Железный Трон - очень натурально нарисован, он специально был такой, чтобы тяжелее сидеть было. Тот, кто на нем, только что убил предыдущего короля, вон у него меч в крови. Впрочем, это скорее была самозащита, но ему все равно этим тыкали потом читать дальше
Вчера купила новую книгу Эко. Сборник его статей и разных публикаций и темы войны, политики, масс-медиа и т.п. Чувствую себя ужасно интеллигентной, хотя понимаю мало. За полетом его мысли сделить довольно трудно даже в таких популярных очерках. Как я рада, что он еще жив и пишет, несмотря на возраст. Обычно книги такого уровня принадлежат всяким классикам, жившим 100 лет назад, а тут - живой настоящий философ и ученый, к тому же прекрасно пишущий и с завидным чувством юмора. За что я больше всего люблю Эко - это человек, который заведомо намного умнее и образованнее меня. Конечно, таких людей много, но мало кто из них пишет книги...
Еще прочитала "Пятый элефант" Пратчетта - как всегда, очень здорово. Из цикла про Городскую Стражу с добавлением вампиров. Особенно понравились многочисленные Игори, заяц весь в ушах и стражники, оставшиеся без присмотра, когда капитана отослали в командировку. Хотя иногда мелькает мысль, что Пратчетту пора бы заняться чем-то еще, кроме Плоского мира. Книги хороши, но где дальнейшее развитие, что-то неясно.
Номером три скачала в инете книгу Гобби "Мир итальянской оперы", правда, там не целиком, но сейчас докачала остальное. Невозможно интересная книга, написанная профессионалом, обожающим оперу. Он пересказывает сюжеты, объясняет характеры, высказывает мнения, как это надо ставить (он и сам ставил оперы несколько раз, хотя и был певцом), рассказывает всякие смешные случаи. Много моментов, которые мне никогда не пришли бы в голову. Прекрасная и познавательная книга умного, глубокого, незаурядного человека. Люблю, люблю Гобби Когда-нибудь напишу про него побольше
Кадры из "Суини Тодда" готичные и фантастически жутковатые. Напоминает "Сонную лощину". Депп смотрит со всех скинов выразительным упорно-ненавидящим взглядом. А у нас фильм выйдет в прокат только в марте!
"Севильский цирюльник" великолепен. Не любила эту оперу, и ария насчет "Фигаро здесь, Фигаро там" всегда казалась дурацкой - и совершенно напрасно. Очень изящная смешная опера, особенно когда понимаешь, о чем идет речь в разговоре. Фигаро и граф зажигают, а постановка радует глаз логичностью и продуманностью. И как Россини смог так подчеркнуть все смешное, что там было. Упорно кажется, что Фигаро бессовестно кадрится к Розине, хотя ему и не положено. В пьесе это не чувствовалось, а в опере откуда-то взялось. Они, конечно, это не всерьез, поскольку Розина должна выйти за графа, но химия между ними определенно была. Но в театре, наверно, надо показывать это только по-русски, иначе зритель ничего не поймет, и останется только мельтешение персонажей по сцене.
Надо хоть на прозаический какой спектакль сходить что ли, разбавить...