Помимо хорошо известной окончательной редакции "Симона Бокканегры" Верди, сохранилась еще и первая версия. Ее редко исполняют, т.к. она явно не дотягивает до второй, но я тут послушала. Интересно все же.
Слушала и попутно сразу записывала. Как странно слушать!
Поют все прекрасно. В главной роли - Сесто Брускантини. Любопытно, почему именно он, но он оказался прекрасным Симоном. Из остальных довольно известный бас Гвинн Хоуэлл и тенор Андре Тёрп. Сопрано Джозелла Лиджи, неизвестная, но весьма хорошая. Паоло не помню.
Но в этой записи кто поет, даже не важно, важнее, что поют, ибо отличия первой версии от окончательной убойные. Сами по себе характеры персонажей и сюжет те же, но конкретное воплощение отличается, как небо и земля. Итак.
читать дальшеЕсть вступление минуты на 4 - в окончательной версии оно пропало.
В арии баса в середине другой текст (но с тем же смыслом).
Белькантообразная дуэт-кабалетта тенор с сопраной в финале их дуэта - сама по себе симпатичная, но не в стилистике "Симона". Кабалетта в "Симоне" - это издевательство над святым!
Дикая отсебятина в дуэте тенора и баса - начало то же, "Propizio il giunto", а потом вообще другая музыка и другой текст! Дуэт нудный, никакого сравнения с гениально отточенным финальным вариантом.
Ох, какие колоратуры(?) с вариациями поперли в "Оrfanella il tetto umile" от Симона и сопраны 
В начале сцены Совета попеременный хор мущщин и каких-то невинных девиц... Ждут, видите ли, выхода начальства. Не въехала...
О боже, теперь хор "Вива Симон!" Прям "Боже, царя храни", и не посовестился такое пихать... Нечего из Симона делать царя-батюшку! Он же дож, нашенский, демократичный, из простых корсаров... избранный на выборах! Тем и хорош
В музыке залихватские повороты, мне нравится, но хор дико большой.
И вопли "All'erta!" как в "Трубадуре". Да, вообще похоже на "Трубадура".
А никакой роскошной сцены с советом нет. Сразу разговор с тенором. Текст опять совсем другой. У тенора рифмованный текст, опять совсем белькантообразный.
Опять бесконечный массовый хор... никакого "Plebe, patrizi"...
Ария Амелии та же, а музыка другая...
Зато во 2 акте настало некоторое облегчение
Сцена Паоло и тенора, ария тенора, последующий дуэт тенор-сопрано - все то же, привычное. Разве что, может, урезана часть Паоло?
Сцена Симона и Амелии вроде та же, но более спокойная. Зато последующая маленькая моно-сцена Симона в кабинете - ууу, совсем не то. То есть формально то, но совсем нет этого внутреннего накала, а там же должен воздух вибрировать от напряжения, там же такое происходит! И нет гениальной фразы "Perfil aqua del fonte...", а это вообще квинтэссенция всего 
Трио Симон-Амелия-Адорно опять же более вялое.
Следующая - последняя - сцена неожиданно началась народным хором "Виттория, виттория". Не врубилась, по поводу чего праздник... а тут и Симон к народу обратился, чего-то сказал... Потом завел про "m'ardon le tempia" обращаясь к Пьетро (во второй версии эти слова переехали в сцену в кабинете). Потом Паоло поговорил с Фиеско, сообщил, что отравил, а Фиеско гордо сказал, что не такой он хотел вендетты
Не никто Паоло не арестовал, как я поняла, он же одному Фиеске сознался.
Наконец пошел дуэт Симон-Фиеско - опять текст тот же, но музыка совсем не такая пронзительно-гениальная. Даже мелодия та же (где "Piango, perche mi parla"), но мелодия настолько беднее... Нет наложившихся потом вздохов, этих вот одухотворенных акцентов в музыке...
Финал представляет собой обширный ансамбль - красивый и белькантовый. Уместнее звучал бы в раннем Верди. Красиво, но нет ведущего Симона, поют с сопрано и тенором по очереди. Красиво, но не оригинально.
И вообще по всей опере множество лишних мелких музыкальных фраз, каких-то хвостов и ненужных украшательств.
В целом - странно. После всего этого хочется взять нормального "Симона" и послушать как положено.
Совершенно непонятны две вещи:
- почему Верди внезапно написал всю эту белькантовость - она ведь к 60-м годам уже несколько устарела. Написав уже и Риголетто, и Форцу, и еще всякое, почему он вдруг вернулся назад в стиле?
- и почему тогда, если уж написал, он все-таки все переделал? То есть переделать-то надо было, но как, как он смог откинуть все лишнее, переписать неправильное и превратить "Симона" в известный нам супер-гениальный и насквозь оригинальный шедевр
Как он на все посмотрел со стороны и решил, что где убрать? Это что-то потрясающее.
Конечно, если бы остался только первый вариант, мы радовались бы и ему. Верди все-таки
Ну говорили бы, мол, не очень удачную оперу написал, ну что поделать.
Еще у Амелии после арии кабалетта - неинтересная и суетливая (Ах нет, он не может мне изменить
И правда, послушав первую редакцию, еще сильнее осознаешь невероятную гениальность финальной.