Как мы ходили на концерт.
Тут перед отъездом кое-кто

заявил мне, что Италия пропитана оперным духом. Честно скажу - не пропитана. Не больше, чем Москва. Но если вы хотите, то найдете

В какой-то момент обнаружилось, что Римская опера находится от нас в двух шагах (хи, там на карте даже пальмочки перед входом нарисованы). Так что мы вечерком собрались и пошли туда в надежде попасть на спектакль. Надежды обломались по полной программе. Все закрыто, никого нет, только какие-то дядьки стоят у входа и треплются. Мы заглянули внутрь (надо было видеть мою маму, которая подходит к охраннику и на русском говорит "можно спросить?"

Вот же для человека нет понятия "языковой барьер"), и охранник нам сообщил, что спектакли будут только с 1 июля. Мы еще поглядели на афиши и пошли восвояси. Разнообразие репертуара, прямо скажем, убивает - "Тоска" и "Кармен". "Кармен" с Гаранчей, а "Тоска" не помню с какой сопраной, Альваресом и Сурьяном.
читать дальшеСама по себе Римская опера - совсем унылое современное здание без украшений, как-то странно, неужели именно в нем все и пели?

Зато перед входом пальмы и клумбочки. Надписи, что это площадь Беньямино Джильи, я ни на одном доме не нашла 
В общем, попасть вот так в оперу я и не рассчитывала, так что мы спокойно пошли себе дальше, дошли до церкви Сан-Паоло-энтро-ле-мура, которая стоит тут же рядом прямо на Виа Национале. Церковь англиканская, построена годах в 70-х, как я поняла. У них там несколько раз в неделю идут сборные оперные концерты, концертные исполнения опер и всякая духовная музыка. И это очень удачно!
Мы как раз шли и перед входом местный юноша (очень расторопный и хорошо знающий английский) продавал билеты на очередной концерт. Он толково все разъяснил про места, цены и программу, мы сразу загорелись пойти и не ошиблись. Концерт оказался чудесный, и программки бесплатно раздавали. Народу набрался полный зал... или не зал, а полная церковь? Причем, все иностранцы, все приехали и решили приобщиться к аутентичному итальянскому пению
К тому же любопытно, как все звучит именно в церкви. Звучит - потрясающе, акустика супер. Правда, голоса звучат немного слишком масштабно и раскатисто, там эхо ого-го какое, ну и ладно. Сама церковь не католическая, а англиканская, выглядит более скромно и это хорошо. Поначалу странно сидеть в церкви, но потом уже начинает казаться, что это такой необычный оперный зал, и как будто не алтарь, а сцена. Певцы и музыканты стоят прямо на полу перед алтарем, из-за этого сзади уже ничего не видно. Но слышно
На будущее буду знать, что садиться надо вперед (а около меня еще и стоял столик с лилиями, и они нахально пахли. А кондиционеров там нет, только вентиляторы, довольно жарко). Билеты стоят 30 и 20 евро в передний и задний сектор, без конкретных мест, садись куда хочешь. Поэтому все являются пораньше (начало в 20.30, но к восьми уже толпа, о чем предупреждает толковый юноша с билетами) и быстро получается очередь.
Дамы (сопрано и меццо) были одеты в платья 18 века (хотя с современными прическами), мущщины просто в смокингах. Мущщины - это тенор, бас-баритон и оркестр.
Имен певцов, к сожалению, не нашла, даже на сайте (сайт вот www.imusiciveneziani.com). Точнее, на программках были, но там перечислены все певцы, а кто именно пел в тот раз, не знаю. Пели все просто замечательно, хотя понятно, что певцы не первого уровня, но по нашим меркам - как есть звезды. Это было так непривычно, что никакой халтуры. Ведь они этот концерт поют четыре раза в месяц (там две программы А и В, с разными ариями, но всего два набора), но никакого ощущения, что им это надоело, наоборот, все было жизнерадостно и с настроением, как будто для них это редкая приятная возможность прийти вот, спеть... Горестно вспомнила наших...
Лучше всех был тенор, заводной, талантливый и очень, очень голосистый. Вообще никаких придирок к голосу и исполнению, просто все прекрасно. Внешне был похож на депутата Шандыбина - лысый и с большими усами, но молодой
Захватил зал сразу же. Он пел мою любимую арию из "Цирюльника", потом из "Травиаты" и про E lucevan le stelle во втором отделении. Не представила бы, что можно петь "Цирюльника" в церковной обстановке, но - вполне
Одно "но" - певец был прекрасный драматический тенор типа Бергонци, и если представить себе Бергонци, который поет Se il mio nome saper voi bramate, то это было оно
Зато остальные арии были как раз из драматического репертуара. Такого хорошего яркого тенора я в наших театрах не слышала никогда, увы...
Сопрано и меццо были хороши, спели дуэт из "Свадьбы Фигаро" (Voi resto servita, madama brillante), потом по арии из "Баттерфляй", "Итальянки в Алжире", "Богемы" и Stride la vampa.
Баритон мне совсем не понравился, но не голосом, а отсутствием трезвого взгляда на жизнь. Это был пожилой серьезный дядечка, вылитый баритон Фишер-Дискау. Никаких претензий к голосу, хороший качественынй бас-баритон, в самый раз для Верди. Но боже ж мой, зачем он пел одного Моцарта и Россини?! Кто сказал ему, что он должен петь Deh, vieni alla finestra, тем более что с его манерой пения и церковной акустикой это звучит как гимн "Тебя, Бога, хвалим"?! Потом он помучил меня дуэтом с сопраной опять же из "Дон Жуана" (это было еще более ужасно-неподходяще) и потом спел басом про "Клевету". Басом получилось немного лучше. Народу все равно понравилось, но мне нет.
В качестве биса спели непременную застольную из "Травиаты" на четыре голоса, по ходу которой тенор совсем разрезвился, вытащил танцевать вальс даму из зала, а по уходе махал публике платочком. В общем, тенор у них самая звезда
В целом концерт получился очень приятный, легкий и веселый. Хлопали много, разошлись все довольные. Там у входа на столике лежит книга отзывов, куда я тоже в порыве накатала благодарностей за полезное начинание
Так что кто будет в Риме, стоит сходить. Виа Национале, 16, церковь Сан-Паоло-энтро-ле-мура, десять минут пешком от вокзала Термини. Там "Кармина Бурана" шла, а после нас должно было быть концертное исполнение "Травиаты" и концерт из Вивальди. Короче, разный репертуар.
Что забыла написать - читать дальшеназвания улиц. Улица в Италии называется Via (вообще - strada, но strada это если говоришь "я иду по улице", а в названиях Via). В Риме есть одна из главных улиц Виа Национале, я про нее упоминала, а ее пересекают улицы в честь итальянских городов - улица Флоренции, Турина, Милана, Венеции и так далее до самой площади Венеции. Как у нас в Западном округе есть улица Херсонская, Балаклавская и Севастопольский проспект. Также была найдена улица Спонтини, а во Флоренции - улица Верди и, к моему удивлению, площадь и улица Via G. Poggi, уж не знаю того или нет. И в Риме, и во Флоренции есть по площади и улице Кавура (Кавур - политический деятель конца 19 века, очень известный). Кавура явно любят, улицы большие, хотя в Риме площадь и улица на разных концах города почему-то. Во Флоренции с улицами вообще круто - есть улицы Масла, Шпаги, Цветов и Красивых Женщин (Via delle Belle Donne, проходила лично). Еще улицы Гвельфов и Гибеллинов - подальше друг от друга
А улицы между Ватиканом и брегом Тибра дружно названы именами древнеримских писателей (Плиния, Боэция, Светония), есть и улица Юлия Цезаря, конечно
И там же улица Гракхов, а они жили еще в Древнем Риме. Это как если бы у нас был не Кутузовский, а проспект Владимира Мономаха.
Про сувениры. Не могу про них не сказать, потому как это существенная часть поездки куда угодно
Сувениры продаются везде, но они везде одни и те же, и это ужасающее барахло. Всякие магниты на холодильник, брелки, фигурки и т.п., и т.п., выглядят откровенно грошовыми, но с наценкой. Из более-менее нормального - куча календарей на следующий год с видами Италии вообще и разных городов а также с кошками и собаками. Был классный календарь "Кошки в античности", там фотки кошек на всяких статуях и руинах. Еще муранское стекло - украшения, вазочки, пепельницы и прочее. Выглядит красиво, только трудно выбрать
Пара профильных магазинчиков есть в переулке, который выходит к фонтану Треви, ну и вообще везде, где попадается, но как водится, могут быть подделки. В какой-то лавке было категорически написано "Не Китай"
И действительно, в соседней лавке оказались как раз торгующие китайцы. Еще везде море путеводителей и карт, их и продают, и дают так, и все с ними носятся.
Нам было заказано привезти футболку с портретом Берлускони. К нашему удивлению, такого нигде нет. Берлускони активно не любят и стараются игнорировать. У нас, несмотря ни на что, везде какие-то матрешки, футболки, карикатуры с Путиным и прочим начальством, а там полное отсутствие. Зато много фигурок легионеров в шлемах и без оных.
Так, дальше буду про Флоренцию
А концерты в церквах - это совершенно нормальное явление на Западе. У нас, например, все концерты проходят в кирхах - и местные "звезды" выступают там, и приезжие )).