Consuelo de ti alma
Значит, побывала я вместе с подругой на премьере "Лючии ди Ламмермур" в Станиславском. Несколько поздно пишу, но как промолчать
Народу в зале было битком. Мы как порядочные девушки сидели в первом ряду ложи, но с нашего места было совсем не видно табло с переводом. Из-за чего пришлось по ходу действия вкратце сообщать подружке, об чем поют. Народ, как обычно, опер не знает. Баритон спел Cruda, funesta smania, все сидят, не знают, надо ли хлопать. Впрочем, те, кто знали, хлопать не рвались, нечему было
В дальнейшем народ на всякий случай хлопал в каждой паузе... Для тех, кто не в курсе, сюжет "Лючии" такой.
читать дальшеДве равно уважаемых семьи в Шотландии шестнадцатого века насмерть враждовали и дошли до того, что одна семья перебила всю другую и отобрала у них фамильный замок. В победившем семействе имелась девица Лючия, юная нервная особа, которая закрутила роман с тенором из проигравшей семьи, по имени Эдгар Равенсвуд. У Эдгара никого родных не было, а вот у Лючии имелся братец Генрих, вредный баритон, которому, несмотря на вредность, сочинили красивую арию и два шикарных дуэта. Тенор на время уехал по своим делам, а в это время братец Генрих подсуетился и заставил Лючию выйти замуж за другого. Как водится, в разгар свадьбы явился тенор и устроил скандал, банально возмущаясь, что ему неверны. И свалил к себе в башню страдать и ругаться с баритоном (у тенора осталась только башня от прежнего имущества), а Лючию отправили в спальню с новым мужем. Пока гости бухали, тенор с баритоном скандалили, а бас шлялся неизвестно где, Лючия от переживаний сошла с ума и зарезала мужа, оставив зрителя гадать, откуда в спальне колюще-режущее оружие. После чего вышла к гостям, спела много-много колоратур и померла. Тенор же узнал обо всем последним, расстроился, спел большую сцену и закололся. Баритон, что характерно, даже не чихнул. Все.
Кстати, я тут подумала, а ну как Лючия не убивала? Вот бас сам сказал, что шел мимо спальни и услышал крики. И мы знаем картину преступления только с его слов - вошел в комнату, а там тело и Лючия в крови с ножом в руках. Подозрительно. А, может, он не просто шел? Или тенор не сразу уехал к себе? У баритона не было мотива, но тенор мог убить в аффекте, да и бас тоже, вдруг он защищал любимую воспитанницу? Но я что-то отвлеклась.
читать дальшеПостановка точно такая, как обычно в этом театре - спорная, но оригинальная. Общий стиль - минималистический. Сцена совсем - совсем! - пустая. Предполагается, что ничто не будет отвлекать зрителя от пения, музыкальных красот и актерской игры. Ну да, ну да. Нет, идея хорошая, и если бы выступали, скажем... ну, фамилии каждый подставит сам, то ничего больше на сцене и не нужно. Но в нашем Станиславском внимание от певцов лучше бы отвлекать, и подальше. Особенно баритон... ну совсем не Бастьянини, мда...
Так вот, пустая сцена, только задник в виде каменной стены. Посередине стены типа большой проем, в котором меняется фоновая картинка - то деревья, то облака, то еще что-то, и в этом же проеме временами стоял хор. Перед стеной несколько каменных ступеней, а еще слева был странный рельеф на стене, очень похожий на батарею центрального отопления. Меня такая ненавязчивая реклама услуг ЖКХ несколько смущала, но с другой стороны, замок Равенсвуд должен как-то отапливаться. Бедный сэр Генрих, какую он платил квартплату, учитывая, сколько народу прописано в замке! Больше кроме этого никакой обстановки не было. В сцене свадьбы вынесли стол и пару стульев. Совсем Генрих поиздержался на войне, даже мебель пришлось продать.
В целом стиль постановки напоминает "Симона" из Ла Скала 77 года, там тоже были только ступеньки и задник. Но пели несколько другие граждане...
Оркестр очень раздражал постоянным громыханием. Что-то их бессменный дирижер уж совсем того. Там плавность должна быть, изящество и мелодичность, а он все бум-бум
Как пели/играли/выглядели. читать дальшеЗа главную героиню Лючию, как и обещалось, пела станиславская прима Хибла Герзмава. Пела просто прекрасно, как всегда. Приятно, что такие певицы у нас все-таки есть. Но ее трактовка образа жестоко разошлась с моей. Она всю дорогу изображала особу монарших кровей, к которой просто так не подойди, всех строила и командовала. Где тут была тихая хрупкая Лючия, наоборот, она разогнала всех по углам. То ли режиссер хотел поставить ее в центр событий и оттеснить всех остальных, то ли что, но это была не Лючия.
Отдельная песня, как всегда, костюмы
Здесь режиссер нас порадовал, костюмы были красивые и несовременные - как мало надо для счастья. Но не без изысков. Платье Лючии было жутко громоздкое, с огроменными юбками, как будто дело при дворе Филиппа Второго. Мало того, что она в этом платье выглядела ходячим пуфиком, так еще и вела себя, как Елизавета Первая вместе со Второй - чисто королева, а не провинциальная девица. На почве этого у меня случился жестокий когнитивный диссонанс, т.к. в моем представлении Лючия одета очень скромно и просто, а километры атласа и килограммы жемчуга - это не ее стиль. Разве что этим хотели показать, что Лючия томится в плену обстоятельств, реальности, что корсет ее душит и т.п.
Тенора Алексея Долгова я видела в "Богеме" и он мне показался совсем без голоса. Но здесь приятно удивил. Поначалу было фигово, но всю финальную сцену спел на пять и даже меня захватил, чего я сама не ожидала. Очень эмоционально, искренне и вообще хорошо. Только режиссер зачем-то заставил его несколько раз ложиться на пол и петь лежа - в дуэте с Лючией, потом перед дуэтом с баритоном. Зря они это, дай бог стоя бы спел. Тенор был в весьма идущем ему камзоле и черном плаще, с роскошной шпагой, которую он в финале элегантно воткнул в пол. Причем костюм он умел носить, что было тенору в плюс. А в конце на нем были только черные штаны и белая сорочка - выглядел романтичным очаровашкой
Баритон
Звать его Илья Павлов, я что-то его ни разу не видела и не знала, что у них такой есть, и слава богу. Ужасно просто. Уже с середины первой арии с ним все стало ясно. Персонаж получился нытик и размазня. Стонал, причитал, чуть не плакал, всплескивал ручками, в дуэте с Лючией бухнулся на колени, от чего меня затошнило. Вообще вел себя типичным тенором. У него и шпага была, и плащ, и красивые сапоги, и беретка с перьями, но и все это не сделало его мужчиной. Ну можно ли представить такого Генриха? Вся суть конфликта в том, что Генрих - суровый авторитарный человек, который доминирует над слабой Лючией, подавляет ее и заставляет делать то, чего она не хочет. А тут одно позорище. И голос у него довольно высокий, по поводу чего высказывались мнения, а был ли он баритоном раньше. Одно хорошо, его хотя бы было слышно через оркестр и дикция у него хорошая. Но и только. А ведь на фотке молодой, симпатичный... В плане внешнего вида тоже разочаровал. На нем тоже был камзол, но он - баритон - явно надел его первый раз, видно было, что не умеет, категорически не умеет ни в сапогах ходить, ни шпагу держать. Зато модный бы-ыл.. Камзол-то был фиолетовый - очень модный цвет в этом сезоне. В сцене свадьбы на него надели розовый плащ (интересно, какому козлу пришла в голову идея о Генрихе Астоне в розовом плаще?) - розовый это совсем модно, как раз читала про это в последнем номере ELLE. Генрих, видно, тоже номер не пропустил...
Кстати, помните фильм "Кин-дза-дза"? "Если в обществе нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели". Тут цель несомненно была - у Генриха штаны были фиолетовые, у тенора - с черно-бирюзовыми разводами, а в конце - трагически черные.
За баса Раймондо был замечательный Дмитрий Степанович, хотя образ, по-моему, получился сероватый, но я вообще этого персонажа не воспринимаю. Пел Степанович сочно и ярко, как всегда, и никаких отклонений в нем я не заметила. Ну священник и священник, в черно-белой рясе.
Артуро - невинно пострадавший муж Лючии - был изображен крайне неожиданно. Я думала, что он тихий незаметный персонаж, но здесь он такой! Чисто павлин в разноцветном наряде, жутко самодовольный, с наивно-нахальным поведением. Красный берет как у Татьяны Лариной, ярко-красный камзол, синие чулки! Тут же вспомнился Мальволио из "Двенадцатой ночи" со своими желтыми подвязками, намек был очевиден
Скажут - как же так, что за гротеск в "Лючии", как можно. А очень даже. Играл его тенор Балашов, любимый мною, играл замечательно, в свойственном ему веристском стиле, и он был почти единственным, кто хоть как-то оживлял спектакль. Это был просто глоток свежего воздуха, по крайней мере, для меня. Щас мне опять скажут "ах ты веристка", но он был живым в отличие от остальных. Как он сунул Лючии под нос букет, когда она пришла подписывать договор!
А она так высокомерно прошла мимо. Пять баллов.
В целом было очень скучно. Я не видела ни конфликта, ни отношений персонажей друг с другом, ни ярких образов. Все ходили по сцене даже не как манекены, а словно пустые костюмы, в которых никого нет. В этом спектакле отсутствует жизнь. Может, артисты еще не спелись и не отработали поведение, не знаю.
И самый главный бонус спектакля - читать дальшетам была живая белая лошадь, точнее, конь!
Очаровательная малахольная животинка. Он вышел на сцену вместе с тенором, когда от впервые появился, ведя скотинку под уздцы (типа, приехал на ней), зал сразу очень оживился
Не знаю, обрадовались ли бы так, увидев одного Долгова. Конь постоял на задах, послушал частично дуэт и его увели за кулисы. Вы бы видели, с каким горестным недоумением он оглядывался на Долгова и слушал его вокальные старания. На редкость выразительная морда была у лошадки
Потом коня вывели снова, когда тенор собрался уезжать, и они с Долговым вдвоем учапали со сцены. Плохо, что тенор не сел на него верхом, было бы эффектно, а так сразу понятно, что он не умеет ездить на лошади. А туда же, типа принц с белым конем
И потом еще народ порадовали выходом животного, пока Лючия пела предсмертную сцену, конь по задам побродил.
Еще кизвращениямизыскам постановки отнесу:
- большую конную статую рыцаря доспехах, которую пару раз вывозили на сцену. Видимо, Генрих готов был продать последний стул, но с металлоломным рыцарем расстаться не смог
- на Лючии поверх сорочки был дикого вида то ли плащ, то ли шлейф, наверно, символизирующий сковывающие ее условности. Крови не было
- на сцене были телохранители Генриха - четверо ребят в полных доспехах - кирасы, шлемы, латные перчатки и т.п. и все они стояли по сторонам. Бредовое зрелище: железные рыцари в классической позе телохранителей - руки за спиной, ноги на ширине плеч...
- хор весь поголовно был одет в белые пиджаки, белые юбки до пят и белые капюшоны. Весь хор, и мужчины тоже
В печальных сценах все были в черном. Ума не приложу, к чему пиджаки, если на солистах камзолы, и почему юбки. В шотландских юбках, между прочим, никого не было, а жаль. Вспоминаю, как Гобби непринужденно рассекал в килте, как будто всю жизнь только в нем и ходил
Короче, вот так оно все было. Вроде оригинально, но по сути - скучно и замороженно. Никакой атмосферы, какая сразу чувствуется в "Лючии", не было. Мне не понравилось. Но, в принципе, кто никогда "Лючию" не слышал, должно быть нормально.

Народу в зале было битком. Мы как порядочные девушки сидели в первом ряду ложи, но с нашего места было совсем не видно табло с переводом. Из-за чего пришлось по ходу действия вкратце сообщать подружке, об чем поют. Народ, как обычно, опер не знает. Баритон спел Cruda, funesta smania, все сидят, не знают, надо ли хлопать. Впрочем, те, кто знали, хлопать не рвались, нечему было

читать дальшеДве равно уважаемых семьи в Шотландии шестнадцатого века насмерть враждовали и дошли до того, что одна семья перебила всю другую и отобрала у них фамильный замок. В победившем семействе имелась девица Лючия, юная нервная особа, которая закрутила роман с тенором из проигравшей семьи, по имени Эдгар Равенсвуд. У Эдгара никого родных не было, а вот у Лючии имелся братец Генрих, вредный баритон, которому, несмотря на вредность, сочинили красивую арию и два шикарных дуэта. Тенор на время уехал по своим делам, а в это время братец Генрих подсуетился и заставил Лючию выйти замуж за другого. Как водится, в разгар свадьбы явился тенор и устроил скандал, банально возмущаясь, что ему неверны. И свалил к себе в башню страдать и ругаться с баритоном (у тенора осталась только башня от прежнего имущества), а Лючию отправили в спальню с новым мужем. Пока гости бухали, тенор с баритоном скандалили, а бас шлялся неизвестно где, Лючия от переживаний сошла с ума и зарезала мужа, оставив зрителя гадать, откуда в спальне колюще-режущее оружие. После чего вышла к гостям, спела много-много колоратур и померла. Тенор же узнал обо всем последним, расстроился, спел большую сцену и закололся. Баритон, что характерно, даже не чихнул. Все.
Кстати, я тут подумала, а ну как Лючия не убивала? Вот бас сам сказал, что шел мимо спальни и услышал крики. И мы знаем картину преступления только с его слов - вошел в комнату, а там тело и Лючия в крови с ножом в руках. Подозрительно. А, может, он не просто шел? Или тенор не сразу уехал к себе? У баритона не было мотива, но тенор мог убить в аффекте, да и бас тоже, вдруг он защищал любимую воспитанницу? Но я что-то отвлеклась.
читать дальшеПостановка точно такая, как обычно в этом театре - спорная, но оригинальная. Общий стиль - минималистический. Сцена совсем - совсем! - пустая. Предполагается, что ничто не будет отвлекать зрителя от пения, музыкальных красот и актерской игры. Ну да, ну да. Нет, идея хорошая, и если бы выступали, скажем... ну, фамилии каждый подставит сам, то ничего больше на сцене и не нужно. Но в нашем Станиславском внимание от певцов лучше бы отвлекать, и подальше. Особенно баритон... ну совсем не Бастьянини, мда...

Так вот, пустая сцена, только задник в виде каменной стены. Посередине стены типа большой проем, в котором меняется фоновая картинка - то деревья, то облака, то еще что-то, и в этом же проеме временами стоял хор. Перед стеной несколько каменных ступеней, а еще слева был странный рельеф на стене, очень похожий на батарею центрального отопления. Меня такая ненавязчивая реклама услуг ЖКХ несколько смущала, но с другой стороны, замок Равенсвуд должен как-то отапливаться. Бедный сэр Генрих, какую он платил квартплату, учитывая, сколько народу прописано в замке! Больше кроме этого никакой обстановки не было. В сцене свадьбы вынесли стол и пару стульев. Совсем Генрих поиздержался на войне, даже мебель пришлось продать.
В целом стиль постановки напоминает "Симона" из Ла Скала 77 года, там тоже были только ступеньки и задник. Но пели несколько другие граждане...
Оркестр очень раздражал постоянным громыханием. Что-то их бессменный дирижер уж совсем того. Там плавность должна быть, изящество и мелодичность, а он все бум-бум

Как пели/играли/выглядели. читать дальшеЗа главную героиню Лючию, как и обещалось, пела станиславская прима Хибла Герзмава. Пела просто прекрасно, как всегда. Приятно, что такие певицы у нас все-таки есть. Но ее трактовка образа жестоко разошлась с моей. Она всю дорогу изображала особу монарших кровей, к которой просто так не подойди, всех строила и командовала. Где тут была тихая хрупкая Лючия, наоборот, она разогнала всех по углам. То ли режиссер хотел поставить ее в центр событий и оттеснить всех остальных, то ли что, но это была не Лючия.
Отдельная песня, как всегда, костюмы

Тенора Алексея Долгова я видела в "Богеме" и он мне показался совсем без голоса. Но здесь приятно удивил. Поначалу было фигово, но всю финальную сцену спел на пять и даже меня захватил, чего я сама не ожидала. Очень эмоционально, искренне и вообще хорошо. Только режиссер зачем-то заставил его несколько раз ложиться на пол и петь лежа - в дуэте с Лючией, потом перед дуэтом с баритоном. Зря они это, дай бог стоя бы спел. Тенор был в весьма идущем ему камзоле и черном плаще, с роскошной шпагой, которую он в финале элегантно воткнул в пол. Причем костюм он умел носить, что было тенору в плюс. А в конце на нем были только черные штаны и белая сорочка - выглядел романтичным очаровашкой

Баритон

Кстати, помните фильм "Кин-дза-дза"? "Если в обществе нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели". Тут цель несомненно была - у Генриха штаны были фиолетовые, у тенора - с черно-бирюзовыми разводами, а в конце - трагически черные.
За баса Раймондо был замечательный Дмитрий Степанович, хотя образ, по-моему, получился сероватый, но я вообще этого персонажа не воспринимаю. Пел Степанович сочно и ярко, как всегда, и никаких отклонений в нем я не заметила. Ну священник и священник, в черно-белой рясе.
Артуро - невинно пострадавший муж Лючии - был изображен крайне неожиданно. Я думала, что он тихий незаметный персонаж, но здесь он такой! Чисто павлин в разноцветном наряде, жутко самодовольный, с наивно-нахальным поведением. Красный берет как у Татьяны Лариной, ярко-красный камзол, синие чулки! Тут же вспомнился Мальволио из "Двенадцатой ночи" со своими желтыми подвязками, намек был очевиден


В целом было очень скучно. Я не видела ни конфликта, ни отношений персонажей друг с другом, ни ярких образов. Все ходили по сцене даже не как манекены, а словно пустые костюмы, в которых никого нет. В этом спектакле отсутствует жизнь. Может, артисты еще не спелись и не отработали поведение, не знаю.
И самый главный бонус спектакля - читать дальшетам была живая белая лошадь, точнее, конь!




Еще к
- большую конную статую рыцаря доспехах, которую пару раз вывозили на сцену. Видимо, Генрих готов был продать последний стул, но с металлоломным рыцарем расстаться не смог
- на Лючии поверх сорочки был дикого вида то ли плащ, то ли шлейф, наверно, символизирующий сковывающие ее условности. Крови не было
- на сцене были телохранители Генриха - четверо ребят в полных доспехах - кирасы, шлемы, латные перчатки и т.п. и все они стояли по сторонам. Бредовое зрелище: железные рыцари в классической позе телохранителей - руки за спиной, ноги на ширине плеч...
- хор весь поголовно был одет в белые пиджаки, белые юбки до пят и белые капюшоны. Весь хор, и мужчины тоже


Короче, вот так оно все было. Вроде оригинально, но по сути - скучно и замороженно. Никакой атмосферы, какая сразу чувствуется в "Лючии", не было. Мне не понравилось. Но, в принципе, кто никогда "Лючию" не слышал, должно быть нормально.
Кстати, это чуть ли не единственный роман Вальтера Скотта, который я не читала, т.к. он плохо кончается.
Или тенор не сразу уехал к себе? У баритона не было мотива, но тенор мог убить в аффекте, да и бас тоже, вдруг он защищал любимую воспитанницу?
Ну... тенор с басом не свалили бы это на сопрану, ИМХО.
В сцене свадьбы на него надели розовый плащ
Кошмар!
Есть у меня смутные подозрения, что с басом не так все просто...
А как конь реагировал на громыхания в оркестре?
Стоически
Почитать стоит, очень хорошая многоплановая книга. А кончается плохо только в самом-самом конце, а до этого все ничего
Много удовольствия получаешь, читая описание настоящего Генриха
Ты не одна это подозреваешь
Лючия томится в плену обстоятельств, реальности, что корсет ее душити т.п.
розовый это совсем модно, как раз читала про это в последнем номере ELLE. Генрих, видно, тоже номер не пропустил...
Кстати, отличная мысль! Удивительно, почему она еще нигде не озвучивалась?