В воскресенье вечером я была в зале Чайковского на органном концерте. Ох, таких сильных эмоций от музыки я не испытывала давно, а может и никогда

Играл итальянский органист Лоренцо Гиельми, дядечка лет за шестьдесят в очках, черном костюме и - как я неожиданно поняла - без ботинок, в одних носках. В общем, пальцами действительно удобнее нажимать, но занятно

Он специалист по всяким органно-клавесинным редкостям.
читать дальшеНе знаю, хорошо ли играет синьор Гиельми, я совсем ничего не понимаю в игре на органе. По-моему, это было потрясающе. Поскольку это звучало так... так легко, словно музыка рождается из воздуха сама собой, без малейших усилий. Боже мой, как это прекрасно звучало.
Программа была крайне нетривиальная. В первом отделении были пьесы Баха - ария с вариациями в итальянском стиле, пара фуг и переложение концерта Вивальди для органа. Вообще я думала, что меня щас от музыки прям унесет куда-то в небеса. Ан нет
Было еще интереснее, потому как буквально после первых трех строчек на тебя накатывает мощнейшее ощущение провала в прошлое. Кажется, что сейчас 18, а то и 16 век, и никаких современных костюмов, метро, мобильников и т.п. Просто как на машине времени
Обстановка зала только усиливает это впечатление.
Надо сказать, народ, к счастью, телефоны повыключал, ни у кого не звонило. Зато все время кашляли, что-то роняли и даже переговаривались, мерзавцы. К тому же народ не знает произведений. Закончилась первая ария, тишина, все думают, можно хлопать или еще нет. Слава богу, синьор Лоренцо нам помог, закрыл ноты и все поняли, что пьеса кончилась
А он, кстати, очень непринужденно себя ведет на сцене. Зато когда было переложение концерта Вивальди, оно из трех частей, и конечно же стали хлопать в паузе после первой части. Но синьора Гиельми это нисколько не смутило, он только, не оборачиваясь, помахал в воздухе ладошкой - мол, погодите, еще не все - и стал играть дальше
В дальнейшем все ориентировались на закрытие нот, так надежнее
Во втором отделении были произведения итальянских композиторов 18 века. Две сонаты Скарлатти, соната Elevazione Доменико Дзиполи (невероятно звучащая вещь. Конечно, тут хитрость в нотах и тональностях, но от нее реально дрожал воздух в зале - такие низкие частоты. Умопомрачительно, пол вибрирует под ногами) и токката "Кукушка" Бернардо Паскуини - невозможно красивая, мелодичная, и правда имитирует кукушку! Потом дуэт из оперы Россини "Матильда ди Шабран", уж не знаю, действительно ли он был написан для органа или это переложение, и еще две сонаты совсем неизвестных авторов. И на бис я не разобрала, что он сказал, но по стилю вроде тоже Бах.
В общем, все было безумно прекрасно, два часа пролетают в одну минуту и очень жалко, что так мало и так быстро кончается. Местами просто тянуло плакать - от ощущения, что чудо возможно, и вот оно происходит сейчас, у тебя перед глазами. Большое спасибо за это Лоренцо Гиельми, он потрясающий мастер. Я уже стала думать, не перейти ли слушать музыку, а не оперы - и заканчивается на час-два раньше, чем спектакль, и не надо мучиться от плохого пения и тупых постановок
Еще хочу сказать, что тягаться с Бахом в органных произведениях - пустое дело. Итальянцы очень хорошие, но они насквозь земные. У них музыка теплая, в ней светит солнце и поют птички, но с другой стороны - появляются внешние эффекты, а с ними некая поверхностность. но и народ на них реагирует быстрее и легче, они понятнее. А у Баха - космос! Планеты, галактики, туманности. Открываешь окно, а за ним - Вселенная! И ты - часть этой вселенной. У него грандиозные масштабы, при этом музыка достаточно проста. Броских эффектов не слышно. Ну, я вообще пристрастно отношусь к Баху
Я уже стала думать, не перейти ли слушать музыку, а не оперы
Совсееееем?!
Что ж, я ждала, когда услышу это от тебя.
Меня угнетало ускользающее от уложения в слова отличие Баха от любого другого композитора.
Но несколько лет назад я поймала рассыпающиеся, мечущиеся образы и скрепила их словами. Это - чисто мое восприятие, но мною оно проверено годами:
"Любой гениальный композитор обращается к людям. Бах - говорит со Вселенной".
Но в зале Чайковского не так круто, как в консерватории, фойе меньше, билетерши злее, лепнина облупленная. С другой стороны, когда входишь, зал просто поражает, он огромный, вытянутый и весь белый, очень просторно и воздушно. Необычно выглядит, никакого красного бархата с золотой лепниной. От простора прям улетаешь