понедельник, 24 ноября 2008
По Культуре сегодня показывали "Свадьбу Фигаро" с зальцбургского фестиваля 2006 года. Известная, но не виденная мною запись с - ну да, конечно, с кем же еще - с Анной Нетребко. А в программе коварно ничего не написали, и я решила посмотреть одну из моих любимых опер. Может, я и не должна вякать, т.к. выдержала только первый акт, но не могу молчать
Как всегда, сначала бухтел Бэлза. В основном про красавицу и примадонну Нетребко, осветившую своим исполнением и т.п. Меня уже тошнит от того, что первое, что говорят о ней - "красавица". Это действительно так, но когда говорят не "прекрасная певица" или "талантливая актриса", а "красавица и примадонна" - это наводит на мысли. Побухтевши немного, Бэлза зачем-то передал слово критику Бердману. Критик закатил глаза и стал гнать так жестоко, как я давно не слышала.
Спектакль оказался... стильным, да. У режиссера определенно есть свежие идеи, талант и вкус. Но боже мой! Зачем превращать "Свадьбу Фигаро" в душераздирающую семейную драму?! Причем убедительно! Но это же... обман зрителя, что ли. Не могла и подумать, что веселую, позитивную, смешную пьесу - я сейчас говорю о трактовке сюжета, уж бог с ним, с пением - можно превратить в похоронный марш. Про пение рассказывать нечего, все неинтересно. Только Керубино понравился (вот никогда не знаю, в каком роде писать про Керубино

).
читать дальшеДействие, как водится, перенесено куда-то в условные 30-40-е. Все декорации представляют собой вестибюль богатого дома, с красивым паркетом, белыми панелями на стенах, белыми дверями в комнаты и красивой очень лестницей наверх. Больше на сцене ничего нет, никакой мебели. Персонажи все в черном, очень лаконичные костюмы, на Сюзанне-Нетребко простое черное платье (чрезвычайно ей идет. Красавица, глаз не оторвать - глаза, зубы, волосы - супер). С этой простотой обстановки режиссер загнал себя в ненужные кандалы. Он вынужден чем-то заполнять пустую сцену. Он и заполняет ее постоянным перемещением героев, какими-то телодвижениями и вообще странными мизансценами. Как правильно сказал Гобби, "беготня по сцене вредит мелодии". Хотя там и вредить нечему. Черные трагичные фигуры мечутся среди белых стен. Все четко выстроено и хорошо отрепетировано, все даже имеет стиль и смысл, но... И вот в такой черно-белой графичной обстановке бьются персонажи, безнадежно пытаясь вырваться из тягостного семейного ада. Все они несчастны, страдают и не видят выхода. Они уже не знают, когда и как он возник, они лишь пытаются не впасть в отчаяние окончательно. Их всех жалко.
Занавес поднимается незадолго до конца увертюры. Да, дирижер - Арнонкур. Посередине сцены замерли Фигаро и Сюзанна, на лестнице пара - граф и графиня, у задней двери в комнаты - Базилио и Марселина. Одинокие, беспомощные темные фигуры на белом фоне. Между ними перемещается еще одна фигура - юноша лет 16-ти с крыльями, привязанными за спиной. Да, это ангел. Он периодически появляется по ходу всего действия, молча, может прикрыть глаза персонажу, сделать благословляющий жест... Такой вот печальный метафизический образ.
Когда Фигаро и Сюзанна поют свой первый дуэт, ясно видно, что их гнетет скрываемое друг от друга горе. С верха лестницы за ними наблюдает граф, зловещий и помятый жизнью престарелый коршун (певец Бо Сковус, сильно в возрасте, с жуткой арийской физиономией). Ему почти физически больно видеть эту пару и наконец он исчезает за дверью. Сюзанна, не в силах больше молчать, раскрывает жениху истину - граф до нее домогается. Судя по ее поникшей позе, для нее лучше смерть. Вот зачем он отдал им эту комнату, а тебя он отошлет далеко-далеко... И никто, никто не спасет Сюзанну от кошмара. Фигаро лелеет мысли о страшной мести (это ария Se voi ballate, signor contino, да, да); выражение лица и интонации Ренато из "Бала-маскарада" говорят зрителю, что граф обречен на что-то нехорошее. А может быть, Фигаро даже поднимет бунт. Фигаро по имени не помню, но вполне симпатичный молодой парень с неплохим голосом. Наконец Фигаро уходит. Появляется доктор Бартоло. В инвалидной коляске. Это глубоко больной человек на грани агонии, на лицо - чисто Брежнев в очках. Его вывозит на сцену Марселина - моложавая кокетливая бессердечная тетенька с аккуратно завитыми локонами и в изящной шляпке. Ее виды на Фигаро даже где-то оправданы, если Фигаро нравятся дамы с опытом. Бартоло умирающе поет про вендетту - конечно, это последний всплеск, уже ни к кому, ко всем, кто останется на земле, когда его не станет. На середине арии он падает из коляски, поет на полу, огромными усилиями подтягивается (видимо, у него парализованы ноги) и садится обратно, заканчивая пение судорожным высыпанием в рот нитроглицерина. Очень натурально, очень сочувствую.
Приходит цветущая - все-таки молодость, несмотря ни на что - Сюзанна, скандалит с Марселиной, с фальшивым смирением провожает ее реверансом... В бессильной ярости швыряет ей вслед шарф - конечно, она всего лишь бесправная служанка, и любая стерва в шляпке может нахамить, а ты молчи... Очень органично выглядит и держится Керубино, хорошо спела арию. Такая совсем худенькая маленькая женщина. Появившийся следом Базилио убил наповал - это натуральный вампир, последователь графа Дракулы. Бледное лицо, впалые щеки, ненормально вытаращенные глаза, черные перчатки, вкрадчивое поведение. Не хватает только вампирских зубов. Сюзанна уже взяла себя в руки, и с Керубино, и с Базилио она разговаривает обычно, даже притворяется веселой, хотя на душе у нее тяжело.
Потом пришел и граф. Как всегда ждется его выхода, это же баритон
Как я люблю их сценку с Сюзанной. Как забавно вздыхал там Вехтер "io ti vo' far felice! А-а-ах!!" Каким уверенно-неотразимым был Раймонди. Мда... Я получила возможность разглядеть Сковуса еще в начале - лучше б не видеть. Теперь выяснилось, что он еще и постоянно протирает лицо платком. Я поняла - у графа активная форма туберкулеза. Испарина, повышенная температура от интоксикации. Граф обречен, ему осталось недолго. Понятно теперь, почему в доме так пусто - все состояние ушло на дорогие антибиотики, а мебель вывезли за долги. Больше лечиться не на что, графу остается медленно угасать. А Сюзанна, видимо, приехала на заработки и работает за еду, потому что уехать ей не на что и некуда.
Вот граф спускается по лестнице... Susanna, mi sembri agitata e confusa... Он на последней ступеньке, Сюзанна стоит у перил... Следующим движением они отчаянно хватают другу друга в объятия и сливаются в безумном поцелуе. Несколько секунд самозабвения, они приходят в себя, отшатываются, графа бросает к стене, Сюзанна цепляется за перила... Вон оно как, думаю я, вот чего Сюзанна так переживала - у них с графом, оказывается, друг к другу болезненная запретная страсть! Она знает, что нельзя, но ее тянет к графу и она боится, что изменит Фигаро. Во как. Дальше натянутые речитативы, они стараются держать себя в руках... дальше Фигаро с народом, Фигаро все понимает, он растерзал бы графа прямо сейчас, но... Не имея возможности, он вымещает все наболевшее на Керубино, запугивая его арией про армию, швыряет его на пол...
Тут я решила, что больше не могу. Пошла выпила чаю, подумала, что надо же дальше, а то что рассказывать, включила опять. Лучше бы я этого не видела
На полу (это был все тот же вестибюль) на брошенной шинели лежали графиня (знойная женщина - мечта поэта средних лет) и Керубино и страстно целовались. Сюзанна отвернувшись стояла у стенки и делала вид, что ее нет. После этого я точно поняла, что мне на сегодня хватит. Впечатлений хватило
В целом было сильное ощущение, что это Чехов. "Вишневый сад" и "Дядя Ваня" вместе взятые. Вот эта пустота вокруг, неприкаянность, душевная неуверенность героев, самокопание, метания. Интеллигенция, бессильная перед жизнью. Очень напоминает.
Может быть, я немного сгущаю краски. Но в конце акта я осознала, что за все время ни разу не пришло в голову засмеяться. Базилио был смешной, но только внешне. А так - все грустно, все несчастны и обречены, как осенние листья в саду. А сам спектакль талантливый и стильный, если бы это была "Тоска" - все прекрасно. Но "Свадьба Фигаро" - ох 
@темы:
Оперное
Ясное дело, запарили они уже с этим...
И кто сказал Нетребко, что ей надо петь Моцарта
В общем, вырубила. Теперь жалею -- я бы хотела знать, чем закончилось... точнее, КАК.
Спасибо за рассказ.
Я поняла - у графа активная форма туберкулеза. Испарина, повышенная температура от интоксикации.
них с графом, оказывается, друг к другу болезненная запретная страсть! А Вы заметили в первом дуэте--когда Фигаро пел что-то внизу, Сюзанна забежала с графом в дверь, а из двери вышла якобы потрепанная, утирая губы!
ага, прямо так и смердило!
но мне понравилось
А Вы заметили в первом дуэте--когда Фигаро пел что-то внизу, Сюзанна забежала с графом в дверь, а из двери вышла якобы потрепанная, утирая губы!
Не, это я упустила. Ну, туда же все
Внешне да, но пение мне показалось каким-то смазанным. Может, это я придираюсь
Сейчас совсем забили на грим. Но если бы он нормально пел-играл, это бы прокатило..
Не, это я упустила. Ну, туда же все Это было первое от чего меня перекосило... Я не очень-то понимаю эти минимализмы, но, может, тут моя ограниченность говорит. Но такого надругательства над сюжетом я не переношу совершенно. Это сродни моменту, когда тело Ленского выметали швабрами со сцены
нае...лсделал как детейЗато если ты в депрессии, такая "Свадьба" в самый раз
я более чем консервативна в вопросах театра и оперы. классику мне подавай) и эта постановка меня просто убила..
а еще я зря ляпнула бабушке, что будет показ по телевизору. осенью мы с ней по телефону уже плевались на Онегина. сейчас еще хуже...
Это сродни моменту, когда тело Ленского выметали швабрами со сцены
да уж, именн аэта ассоциация и была...
Но, кстати, ассоциаций с "Онегиным" почему-то никаких не возникло. Хотя я тоже его смотрела (и тоже кусками