Consuelo de ti alma
Правила написания оперы.
Если вы вдруг решили взяться за перо...
читать дальше1. Сначала нужно где-то взять либретто для оперы, по-простому - сценарий. Либретто сочиняет специальный человек - либреттист. Или кто-нибудь, удачно притворяющийся таковым. Если вам жаль своих кровных денег на жулика, можете написать либретто сами, но это не лучшая идея. Это может сработать только в одном случае - если ваша фамилия Вагнер. Иначе все поймут, что у вас не хватило денег на хорошего либреттиста.
2. Однако если вы все-таки решили сочинять сами, или ваш либреттист не хочет и шагу ступить без вашего слова, то надо что-то придумывать. Первое - место и время действия.
По проверенному временем рецепту советую переносить действие в прошлое, и чем дальше, тем лучше. С 13 по 17 век - в самый раз. Раньше не стоит - было темное непонятное средневековье, а опер с 18 века и позже не так много и все они веристские. К тому же все любят красивые костюмы и мебель с лепниной, а вот аллюзии на современность, особенно политические, только вредят. Следите, чтобы сюжет никак не касался современных событий. Верди на этом уже накололся. Не дай бог, напишете что-нибудь про римский Сенат, а подумают - вы на Госдуму замахнулись..
3. Лучше всего последовать примеру умницы Моцарта и писать оперу по-итальянски. Тогда ее будет легко петь по всему миру, а не только в национальном театре. Не заставляйте Доминго учить очередную роль на русском, это оценит и он, и публика в Ла Скала, которая будет слушать ваш шедевр. Вы же будете писать в расчете на мировую славу, не так ли?
4. И пожалуйста, избегайте плагиата, хотя бы откровенного. Всегда помните, что фраза "приди, приди, желанный друг" в арии тенора уже была использована до вас, и небезуспешно. Хотя бы напишите "желанный друг, приди, приди", чтобы избежать претензий по поводу авторских прав. На худой конец, отдайте фразу баритону. Таких запретных фраз довольно много, зато слова "люблю тебя", "о горе, горе" и т.п. можно вставлять куда угодно в любых количествах.
5. Далее надо решить, какого размера и стиля будет опера. Два акта или четыре? Веселая комедия с переодеваниями или душераздирающая драма? Все умерли или все поженились?
В принципе, оптимальная длина - два-три акта. Можно четыре, но коротких - как в "Богеме". Комическая опера требует укороченного формата, на один-два акта, не больше. Драму можно растянуть подольше, но не больше четырех актов. Писать оперу на пять актов - издевательство. Опера на три акта плюс пролог и эпилог - опять же издевательство, потому что зритель надеется, что пролог коротенький, а за ним обычно прячется полноценный акт. Что касается жанра, то трагедь писать легче - в комедии нужны шутки, а их сложно выдумывать.
6. Сюжет. Итак, про что же писать? Здесь вы наконец имеете возможность отыграться за все вышеперечисленные запреты. Касательно сюжета в опере можно все. Любое количество персонажей, самые запутанные отношения, нелогичные поступки - делайте, что хотите. Не забудьте только одно: должна быть эффектная женская роль - иначе вас убьет примадонна. Должна быть не менее эффектная главная мужская роль - иначе вас уничтожит тенор. Это очень трудно, но все-таки постарайтесь, чтобы обе главные роли были примерно одинаковы по эффектности, иначе тенор и сопрано растерзают друг друга. И пожалуйста, не забудьте хорошую и БОЛЬШУЮ роль для баритона - это моя личная просьба. Можете даже поставить баритона на главную роль.
Конкретно сюжетные ходы уже давно отработаны многими поколениями композиторов. Тенор и сопрано любят друг друга, баритон им мешает по любой причине, которая вам понравится, бас маячит сзади на подхвате. Степени родства персонажей можете придумывать какие угодно. По увеличении количества партий вырастет и число сюжетных линий, но если запутаетесь в них, не пугайтесь - зритель ничего не заметит. Не забывайте про пророчества и вещие сны - этот ход всегда вас выручит. Если вы не можете понять, каким образом в третьем акте тенор оказался в аравийской пустыне, если в предыдущих двух он был при дворе герцога феррарского, быстро пишите ему арию, в которой он сообщит, что видет вещий сон и приехал сюда - это сразу все объясняет.
7. Если же фантазия вам отказывает, смело берите для экранизации любое классическое произведение и разрабатывайте его. Только старайтесь не брать Шекспира, Шиллера и Гюго - их уже нахально использовал Верди, а к третьему "Отелло" мировое сообщество вряд ли готово, не все еще ознакомились и со вторым. Помогу вам немного. Многие книги еще ждут оперного воплощения, например:
- весь Дюма
- "Властелин колец" - не менее 4 актов
- гранд-опера "Мертвые души" тоже ждет своего автора
- ну и "Записками о Шерлоке Холмсе", несомненно, стоит заняться.
8. Самый сложный момент - написание собственно музыки. Тут помочь ничем не могу. Могу только утешить: что бы вы ни написали, всегда говорите, что своим призведением предлагаете новое прочтение и вообще толкаете вперед мировую музыкальную мысль. Мировую мысль - не мелочитесь.
Не забудьте побольше си-бемолей и верхних до для тенора с сопрано, а то все подумают, что тенор не может их взять. Не стесняйтесь, вставляйте их в конце каждой фразы и злорадно потом наблюдайте, как тенор пытается их взять. Можете из вредности писать их в любых неудобных местах, чтобы певец подольше мучился с разучиванием, а у вас был повод критиковать. Для басов пишется нижнее фа-диез, не перепутайте: если бас найдет в своей партии ля-бемоль, он будет странно на вас смотреть.
В общем, принцип такой: каждому по арии, особо полюбившимся персонажам - по две, в промежутках - дуэты, терцеты и ансамбли. Эпизодическим героям - по паре фраз, чтоб не отсвечивали. Не забудьте про хор - он тоже на зарплате, напишите что-то и ему, иначе вам выскажет претензии профсоюз. Обязательно пишите увертюру и вступления к каждому акту, чтобы за это время все опоздавшие успели рассесться, а то вам испортят начало.
В целом, чтобы написать оперу, знать ноты необязательно, так что не заморачивайтесь, если забыли, что идет после ре. Вы же толкаете вперед мировую мысль, помните? Пережитки темного прошлого в виде точек на линейках вам только помешают.
Творите вдохновенно, и у вас все получится
Если вы вдруг решили взяться за перо...
читать дальше1. Сначала нужно где-то взять либретто для оперы, по-простому - сценарий. Либретто сочиняет специальный человек - либреттист. Или кто-нибудь, удачно притворяющийся таковым. Если вам жаль своих кровных денег на жулика, можете написать либретто сами, но это не лучшая идея. Это может сработать только в одном случае - если ваша фамилия Вагнер. Иначе все поймут, что у вас не хватило денег на хорошего либреттиста.
2. Однако если вы все-таки решили сочинять сами, или ваш либреттист не хочет и шагу ступить без вашего слова, то надо что-то придумывать. Первое - место и время действия.
По проверенному временем рецепту советую переносить действие в прошлое, и чем дальше, тем лучше. С 13 по 17 век - в самый раз. Раньше не стоит - было темное непонятное средневековье, а опер с 18 века и позже не так много и все они веристские. К тому же все любят красивые костюмы и мебель с лепниной, а вот аллюзии на современность, особенно политические, только вредят. Следите, чтобы сюжет никак не касался современных событий. Верди на этом уже накололся. Не дай бог, напишете что-нибудь про римский Сенат, а подумают - вы на Госдуму замахнулись..
3. Лучше всего последовать примеру умницы Моцарта и писать оперу по-итальянски. Тогда ее будет легко петь по всему миру, а не только в национальном театре. Не заставляйте Доминго учить очередную роль на русском, это оценит и он, и публика в Ла Скала, которая будет слушать ваш шедевр. Вы же будете писать в расчете на мировую славу, не так ли?
4. И пожалуйста, избегайте плагиата, хотя бы откровенного. Всегда помните, что фраза "приди, приди, желанный друг" в арии тенора уже была использована до вас, и небезуспешно. Хотя бы напишите "желанный друг, приди, приди", чтобы избежать претензий по поводу авторских прав. На худой конец, отдайте фразу баритону. Таких запретных фраз довольно много, зато слова "люблю тебя", "о горе, горе" и т.п. можно вставлять куда угодно в любых количествах.
5. Далее надо решить, какого размера и стиля будет опера. Два акта или четыре? Веселая комедия с переодеваниями или душераздирающая драма? Все умерли или все поженились?
В принципе, оптимальная длина - два-три акта. Можно четыре, но коротких - как в "Богеме". Комическая опера требует укороченного формата, на один-два акта, не больше. Драму можно растянуть подольше, но не больше четырех актов. Писать оперу на пять актов - издевательство. Опера на три акта плюс пролог и эпилог - опять же издевательство, потому что зритель надеется, что пролог коротенький, а за ним обычно прячется полноценный акт. Что касается жанра, то трагедь писать легче - в комедии нужны шутки, а их сложно выдумывать.
6. Сюжет. Итак, про что же писать? Здесь вы наконец имеете возможность отыграться за все вышеперечисленные запреты. Касательно сюжета в опере можно все. Любое количество персонажей, самые запутанные отношения, нелогичные поступки - делайте, что хотите. Не забудьте только одно: должна быть эффектная женская роль - иначе вас убьет примадонна. Должна быть не менее эффектная главная мужская роль - иначе вас уничтожит тенор. Это очень трудно, но все-таки постарайтесь, чтобы обе главные роли были примерно одинаковы по эффектности, иначе тенор и сопрано растерзают друг друга. И пожалуйста, не забудьте хорошую и БОЛЬШУЮ роль для баритона - это моя личная просьба. Можете даже поставить баритона на главную роль.
Конкретно сюжетные ходы уже давно отработаны многими поколениями композиторов. Тенор и сопрано любят друг друга, баритон им мешает по любой причине, которая вам понравится, бас маячит сзади на подхвате. Степени родства персонажей можете придумывать какие угодно. По увеличении количества партий вырастет и число сюжетных линий, но если запутаетесь в них, не пугайтесь - зритель ничего не заметит. Не забывайте про пророчества и вещие сны - этот ход всегда вас выручит. Если вы не можете понять, каким образом в третьем акте тенор оказался в аравийской пустыне, если в предыдущих двух он был при дворе герцога феррарского, быстро пишите ему арию, в которой он сообщит, что видет вещий сон и приехал сюда - это сразу все объясняет.
7. Если же фантазия вам отказывает, смело берите для экранизации любое классическое произведение и разрабатывайте его. Только старайтесь не брать Шекспира, Шиллера и Гюго - их уже нахально использовал Верди, а к третьему "Отелло" мировое сообщество вряд ли готово, не все еще ознакомились и со вторым. Помогу вам немного. Многие книги еще ждут оперного воплощения, например:
- весь Дюма
- "Властелин колец" - не менее 4 актов
- гранд-опера "Мертвые души" тоже ждет своего автора
- ну и "Записками о Шерлоке Холмсе", несомненно, стоит заняться.
8. Самый сложный момент - написание собственно музыки. Тут помочь ничем не могу. Могу только утешить: что бы вы ни написали, всегда говорите, что своим призведением предлагаете новое прочтение и вообще толкаете вперед мировую музыкальную мысль. Мировую мысль - не мелочитесь.
Не забудьте побольше си-бемолей и верхних до для тенора с сопрано, а то все подумают, что тенор не может их взять. Не стесняйтесь, вставляйте их в конце каждой фразы и злорадно потом наблюдайте, как тенор пытается их взять. Можете из вредности писать их в любых неудобных местах, чтобы певец подольше мучился с разучиванием, а у вас был повод критиковать. Для басов пишется нижнее фа-диез, не перепутайте: если бас найдет в своей партии ля-бемоль, он будет странно на вас смотреть.
В общем, принцип такой: каждому по арии, особо полюбившимся персонажам - по две, в промежутках - дуэты, терцеты и ансамбли. Эпизодическим героям - по паре фраз, чтоб не отсвечивали. Не забудьте про хор - он тоже на зарплате, напишите что-то и ему, иначе вам выскажет претензии профсоюз. Обязательно пишите увертюру и вступления к каждому акту, чтобы за это время все опоздавшие успели рассесться, а то вам испортят начало.
В целом, чтобы написать оперу, знать ноты необязательно, так что не заморачивайтесь, если забыли, что идет после ре. Вы же толкаете вперед мировую мысль, помните? Пережитки темного прошлого в виде точек на линейках вам только помешают.
Творите вдохновенно, и у вас все получится

Сама писать не возьмусь, конечно, даже по такой замечательной инструкции, но в цитатник утащу!
БОЛЬШУЮ роль для баритона - поддерживаю!
-Consuelo-, спасибки - очередной позитив, причем шикарный!!!!!
тоже утащу, ага!!!
"Властелин колец" - не менее 4 актов
А интересно, кто там есть кто в смысле голосов? Я пыталась недавно придумать и запуталась. Только Фарамир однозначным тенором вышел
А интересно, кто там есть кто в смысле голосов? Я пыталась недавно придумать и запуталась. Только Фарамир однозначным тенором вышел
мне кажется, Арагорн - баритон)
мне кажется, Арагорн - баритон)
А мне кажется, что Эовин - меццо.
Да, руководство очень доходчиво написано, даже такой чайник, как я (второй курс музучилища заканчиваю) может уже идти и писать оперу про Великий Облом Тенора.
Вот, нашла аплодисменты (наконец-то!):