Значит, про "Паяцев". Давно надо было про них, а тут случай подвернулся

Совершенно бешеная, страстная, хлещущая энергетикой опера, где все очень быстро, неовратимо и все - цепь роковых случайностей. Одна из четырех моих самых любимых опер, причем стоит на первом месте. У меня от нее ток бежит по нервам, причем прямо с первых нот. Как начинаются эти отрывистые трели, словно в оркестровой яме перед началом спектакля - все, я вхожу в транс

Вся драма уложилась всего-то в час десять минут, и какой это час, боже мой! Вихрь страстей, и юмор, и любовь, и страдание, вообще - жизнь! А в финале все происходит настолько секундно, так быстро разворачивается трагедия, так мгновенно падает занавес... Вот только что были крики и ужас, а несколько секунд спустя - все, тишина, финито! Все кончилось, и я каждый раз так перевожу дух, словно сама все спела

При этом еще и постановка экономная, декорации простые, костюмы по минимуму, куда ни глянь, одни плюсы

Более того, эта вещь настолько яркая, что ее, кажется, невозможно спеть плохо. Там такой текст, такая музыка и сюжет, что опера играет сама за себя, хоть бы даже все актеры стояли столбами и говорили. Феерическое переплетние реальности и театральной условности, одно переходит в другое, актеры прямо со сцены говорят со зрителями, а потом сами принимают игру за реальность... Это единственная опера с таким сюжетом. И отдельно скажу о Прологе.
читать дальшеС Прологом отдельная история. Баритон Виктор Морель, который пел Тонио, потребовал себе красивую арию, а то ни одной же нет! Леонкавалло и написал для него этот невозможный шедевр. Вечная благодарность Морелю! Этот Пролог - уникальный, ни в одной опере больше нет такого. Хотя с точки зрения сюжета - Тонио, моральный урод, интеллектуально неполноценная личность, не мог бы додуматься до таких философских рассуждений. Стало быть, поет не Тонио, а просто играющий его актер? Почему тогда не Канио, главный герой? Режиссеры этим делом пользуются, и Пролог поет в постановках кто угодно, и Тонио, и Канио, и просто посторонний баритон, изображающий только Пролог. В общем, можно трактовать по-разному).
Ну, собственно, это все общие слова. Про историю создания растекаться не буду, перехожу к героям. Это труппа бродячих актеров, которые на своей повозке с осликом ездят по Италии, зарабатывая выступлениями. Роли давно распределены, особого богатства репертуара, как и сильных талантов, у них нет, так, выступают как могут, перебиваясь где удастся. Комедия дель арте - это такой жанр уличного театра, когда персонажи одни и те же - Пьеро, Арлекин, Коломбина и т.п., и один актер обычно если играет амплуа Пьеро, то так и остается Пьеро всегда. Они разыгрывают пьесы в основном с одним сюжетом, скажем, глупый богатей хочет жениться на молоденькой, его все дурят, она убегает с Арлекином ну и т.п. Любые сюжетные повороты придумываются по ходу действия, плюс добавляются всякие шутки на злобу дня и прочие приколы типа швыряния тортами и колочения друг друга палками - что угодно, лишь бы народу нравилось. Развлечение для черни, но всегда популярное. Это очень живой вид искусства, сиюминутный, но зато зритель не может не откликнуться. Не знаю, есть ли такие труппы сейчас. Вот наши герои как раз представляют собой такую труппу. Романтика кочевой жизни, эмоции, обостренные артстической натурой, несдержанность южного темперамента, и все это в потрясающей музыке
Главный герой - хозяин труппы Канио, на сцене его зовут просто Паяц, по-итальянски Пальяччо. Он уже не первой молодости, потрепанный, мало чего добившийся в жизни мужчина, но способный на сильную любовь, что и оборачивается плохо. Он добрый, но резкий и темпераментный. Итальянец, одним словом
Теноровая партия. У Канио есть жена по имени Недда, молодая яркая красавица, намного моложе. Он ее подобрал однажды буквально на дороге, голую-босую, ей было нечего есть, он забрал ее с собой (о чем расскажет нам в финале оперы), по ходу дела безумно влюбился и они поженились. Конечно, она его не любила, но была благодарна за спасение. Да и куда ей было деваться? Вот теперь она артистка, хотя, может, ей до смерти надоела эта нищенская бродячая жизнь под всеми дождями... Третий персонаж драмы - баритон Тонио, он в труппе на роли клоуна Таддео. Он страшненький внешне, кривой, косой, прихрамывающий, горбатый (как придет в голову постановщику) и такой же ограниченный морально и умственно, но! Может быть хитрым, коварным, даже очень, и влюбляться в красавиц тоже может. В общем, автор разукрасил его по-полной, но неведомым образом герой получился чем-то обаятельным. Признаюсь, это один из моих самых любимых персонажей
Вокально там не так много, но зато простора для игры немеряно.
И еще двое, кто участвует в сюжете - Сильвио, житель деревни, любовник Недды, тоже баритон, но я принципиально терпеть его не могу (интересно, когда Недда успела с ним замутить, при постоянных переездах). Сильвио совсем заурядный, серый и обычный, но, видимо, Недде так надоели театральные страсти в повозке, что он показался ей мужчиной мечты? По крайней мере, с деньгами и жилплощадью. Но для него все кончилось плохо, лучше бы ему не соваться к заезжей артистке, но, может, и ему было скучно в привычной деревне. И еще один актер из труппы по имени Беппо, играет Арлекина. Персонаж вроде на заднем плане, но очень симпатичный и уравновешенный, не то что остальные. Он так старался всех примирить, но безуспешно.
Все, кончаю бухтеть не пойми о чем
Сюжет чуть позже.
Запись будет вот такая:
Канио - Джузеппе ди Стефано
Недда - Мария Каллас
Тонио - Тито Гобби
Сильвио - Роландо Панераи
Беппо - Никола Монти
1954г., Ла Скала
webfile.ru/2069868
Уже как-то под впечатлением отрывков видео и твоих слов об опере чувствую настрой
Я - должник.
*пританцовывая от нетерпения качаю запись.... состав очень уж "вкусный"...*
Дирижер... ох, господи... кажется, Серафин
классный сайт, можно по частичной информации установить год, место записи, участников, и посмотреть другие варианты исполнения.