Давно собиралась выдать пост про прекрасного мужчину (который с кружкой, но не Пушкин

) и все забываю.
Так вот, был такой композитор Жак Оффенбах, прославленный сочинитель оперетт. К концу жизни его пробило на оперы, он написал их две. Собственно о которой пишу - это "Сказки Гофмана", его последнее творение, которое он не успел даже закончить, дописывал кто-то другой. Произведение странное, но однозначный шедевр. Начинать знакомство с оперой именно с этой определенно не стоит - ничего не поймешь, но потом, где-нибудь между "Дон Карлосом" и "Свадьбой Фигаро" послушать "Сказки" стоит. Оффенбах написал уникальную оперу-трансформер, которую каждый трактует, как ему угодно. Что автор хотел всем этим сказать - неизвестно. Там может быть один злодей или четыре, четыре героини или одна (все в зависимости от заполнения штата в театре

), роль Никлауса-Музы вообще загадочна и урезается и переделывается на все лады. Главный герой - умопомрачительная роль для тенора, где есть где развернуться, были бы таланты.
В опере есть пролог, эпилог и три основных средних акта, которые тоже можно как угодно переставить, в любой последовательности. Прибавим к этому сохранившуюся от оперетты разноцветность и яркость хорошего шоу, изящный текст и музыкальные красоты, и получаем гениальные, хотя сложные, "Сказки".
читать дальшеЕсли упростить, то суть в том, что есть герой - поэт Гофман, милый парень, но абсолютный разгильдяй, каждый раз влюбляющийся в женщин насмерть и получающий за это. Три центральных акта - это три рассказанные им истории прошлой любви, каждый раз кончающиеся крахом. Возможно, в этом виноваты злодеи, преследующие Гофмана, но я подозреваю, что это некие воплощения его собственной безалаберности, от которой он не может никуда деться. Он хронический неудачник. А пролог и эпилог - это действие сейчас, когда Гофман приходит в трактир и по подначке друзей начинает рассказывать эти странные истории. Подозреваю, есть и какой-то философский подтекст, но я до него еще не додумалась.
Пожалуй, лучшая постановка - это из Ковент-Гардена 82 года. Она не полная, некоторые моменты сильно порезаны, но это ничего. В главной роли там Пласидо Доминго, и он настолько невероятен, что дух захватывает. Вообще вся эта постановка безупречна, там продумана каждая минута действия, каждая мелочь, каждый образ. Редко такое бывает. Доминго же поражает и пением, и игрой. Его Гофман - трогательный доверчивый дурачок, совершенно безнадежный, поскольку реально не понимает, за что же жизнь с ним так. Вот его каждый раз и тыкают носом. В прошлом он весьма аккуратный юноша, и это не так интересно - ну Доминго и Доминго, вот
читать дальше
однако от жизненных невзгод он начал бухать и появляется в прологе уже законченным алкашом. КАК гениально Домик это играет - надо видеть. Заторможенные неловкие движения, чуть сгорбленная спина, пошатывающаяся походка, пристальный и в то же время бессмысленный взгляд - все из жизни, прибавим изношенную одежду, грязный носовой платок, как он держит кружку, почти не отрываясь от нее... И это ощущение полной заброшенности, жалко его очень
читать дальше
В эпилоге после всех рассказов он успевает допиться окончательно, напоминая мне блоковских пьяниц. Нравится такой Доминго? Не узнать
читать дальше
Единственное, что его выдает, это руки, они у него красивые, ухоженные да еще с золотым перстнем, который нищий поэт Гофман наверняка бы пропил.
Красивой музыки в опере полно, но самое легкое для воприятия и мое любимое - конечно, это куплеты про Кляйнзака, которые бухой Гофман поет в трактире. "Жил-был однажды при дворе в Айзенахе/уродливый карлик по имени Кляйнзак", дальше описывается этот карлик, а потом мысль Гофмана сворачивает на любимую - на данный момент - женщину, актрису Стеллу, и он поет романс о ее красоте, потом его поднимают на смех, он приходит в себя и снова поет о Кляйнзаке... Эти куплеты - мой личный гимн неудачника, очень хорошо идущий, когда кто-нибудь наорал на работе
Я так думаю, Гофман как бы про себя это поет. Я нашла этот кусочек на ю-тубе, так что пожалуйста, можно посмотреть живьем на пьяного, грязного и невыразимо прекрасного Доминго
Кстати, портрет Стеллы словно рисовали с Натальи Гончаровой
www.youtube.com/watch?v=SQwtYth15-k
Из хитов еще имеется баркарола из акта с венецианской куртизанкой Джульеттой - любовью номер два, и колоратурная ария любви номер один, Олимпии, которая - не пугайтесь - не настоящая девушка, а механическая кукла, что не помешало Гофману принять ее за живую и влюбиться по уши. Потом ему продали розовые очки и дело стало еще хуже... занятный сюжет, да?
История с Олимпией мне больше всего нравится, она инфернальная. Антонию не люблю совсем. Ну все равно, пролог и эпилог - это лучшее.
Аудиозаписи тоже есть, но мне даже больше нравится не с Доминго, а с Нейлом Шиковым. Он поет так же хорошо, но гораздо более трагично и зло. Если Гофман-Доминго искренне не понимает, как дошел до жизни такой, и только беззлобно разводит руками, мол, вот такой я, что поделаешь, то Шиков понимает все, понимает, что не может бороться с обстоятельствами, и про этого Кляйнзака поет как про себя, с ненавистью выплевывая слова.
Еще есть у меня запись годов 30-х с французами, не особо интересная, чирикают и все, без души как-то.
Насчет идеи оперы иногда думаю - хотел ли Оффенбах сказать, что все женщины - сволочи? Или рассказал какой-то свой печальный опыт? Или про то, что зло повсюду, и это не зло уже, а просто судьба? Или еще что-то?? Честно, я не знаю.
Я позже добавлю ссылку на синопсис, сейчас сайт не грузится
*вот сижу и думаю* а что бы мне написать? может подкинешь идею?
Может, я про оперу, ты про инструментальную музыку, я в ней ничего не понимаю и писать не могу
Masquerade., а я больше люблю Лючану Серру, тоже кукла натуральная
А! Я имела в виду голос кукольно-кристальный, как она выглядит я не знаю.
Голос у Серры тоже что надо
А это кто-то обругал Груберову, а ему вот в такой резкой форме ответили. А как Серра пишется-то?
Груберова тоже очень хороша, у меня есть с ней хайлайтсы