Послушала ораторию "Илия" Ф. Мендельсона. Про похождения пророка Илии. Очень симпатичная оратория, и Илия опять же баритон. Ну да, тенора обычно такими вещами не занимаются. Ван Дам у меня пел и при нем всякие левые товарищи, дирижер Паппано. Музыка приятная, хоры похожи на Бетховена, арии - на Доницетти. Сюжет клёвый, с приключениями. Вот одно время по интернету ходили шутки про Путина, мол, под его взглядом ложки сами гнутся и т.п. Но что ложки, ложки фигня...
Повесть о всемогущем Ван Даме.Жил-был Ван Дам, великий и всемогущий. И разгневали его люди. Они воровали, обманывали, распространяли порнографию, косили от армии и не переводили старушек через дорогу... в общем, нехорошо себя вели. И наконец терпение Ван Дама лопнуло. Вышел он на Grand-place... ладно, в поле чистое, махнул рукой и сказал своим разговорным драмтенором: - Все, не будет теперь нигде идти дождь, кроме как по слову моему! Сидите вот без воды, раз такие несознательные. И такова была сила ван-дамского слова, что по всей Бельгии враз перестал идти дождь, да еще пол-Голландии зацепило. А по всему остальному Евросоюзу на сутки газ отключился. Правда, потом выяснилось, что газ опять отключили на границе с Украиной, но неважно. Люди, конечно, стали ныть и жаловаться, мол, без дождика плохо, слишком жарко, креветки не ловятся, картошка не растёт, и продажа зонтиков резко упала. Но исправляться и каяться пока не хотели, а просто нудили. Наконец из рядов людей выдвинулся провандамски настроенный тенор Обадия (в нашей транскрипции Авдий). Обадия стал призывать людей покаяться и жить праведно ну и заодно заложил Ван Дама, мол, это вот он такое экологическое бедствие устроил. Понятно, всё это волею небес и прочее, но... Люди никак не отреагировали и продолжали хором нудеть и жаловаться на неурожай креветок. Под видом же тенора скрывался бельгийский министр сельского хозяйства, переживавший за падение надоев и урожая зерновых в условиях пониженной влажности. Ван Дам тем временем пребывал вдали от людей и предавался размышлениям о вечном. Тут явилась к нему Ангела Меркель (меццо) и говорит: - Жозе, дружочек, а давай приезжай ко мне в Германию, поживешь, пока всё не уляжется. А то прямо волнуюсь я за тебя. С Меркель были два сопровождающих секретаря-референта, которые ей подпевали и бубнили про хорошее поведение. Вот зануды. Ван Дам их слушать не стал, ибо не мог покинуть родную Бельгию в такое сложное время. Он-то все надеялся, что народ таки станет вести себя хорошо, и можно будет запускать дождь обратно. Наконец народ пошел жаловаться королю Альберу II, и король вызвал Ван Дама к себе. Тот пришел для пущего эффекта босиком и в балахоне (ему такое идёт), и прямо в присутствии кучи народа, на Дворцовой площади, король спросил: - Жозе, это ты у нас спокойствие страны подрываешь? - Это он, он! - хором наябедничали люди. - Ничего я не подрываю! - сурово сказал Ван Дам, укоризненно глядя на людей голубыми глазами. - Я просто хотел привлечь внимание к проблеме снижения нравственности среди населения! Чтобы люди задумались и стали вести себя хорошо! - А мне уже вот перед Евросоюзом неудобно, косятся, - сказал его величество Альбер II. - Вот я сейчас обращусь к ним и попрошу прислать представителей еврокомиссии. Пусть они сами с тобой разбираются. - Да *** я вашу еврокомиссию! - храбро заявил Ван Дам. - Пусть едут. Вот приехали 27 комиссаров еврокомиссии, благо, евроквартал там рядом. И пошла между ними и Ван Дамом магическая борьба. Сначала разложили на площади два костра и каждая сторона должна была разжечь в них огонь. Понятное дело, еврокомиссары давно таким не занимались и не смогли. И даже хоровые призывы духа Жозе-Мануэля Баррозу им не помогали. Ван Дам же ехидничал: "Ага, ага, погромче зовите, а то, поди, спит, не слышит", - чем смущал противников еще больше. Когда еврокомиссары совсем выдохлись, Ван Дам важно сказал: - Все, идите, убейтесь апстену, жалкие неудачники! А вы, люди, подойдите сюда поближе! - ну и, конечно, он махнул опять рукой, и вот вам костер загорелся. Вот что делает кочевая жизнь на гастролях, в отель ночью приехал, а ни воды, ни света нет... сразу всему научишься. Народ сразу проникся, стал громко хором каяться и обещать далее жить праведно и вести себя хорошо. Попутно с народом выступила опять мецца и трио каких-то девок, снова тенор Обадия, а также нудный местный ребенок-вундеркинд, представитель детского фонда. Наконец Ван Дам сменил гнев на милость, и вот набежали тучки и пошел дождь (а то поди все и забыли, с чего дело начиналось). Массовая народная сцена, молитвы, все такое. Но на этом приключения Ван Дама не закончились. Вторая часть оратории начинается абстрактной арией сопрано, вещающей о высоком (бог, религия, небеса). А потом пришел Ван Дам и стал разговаривать с тенором. Тенор убеждал Ван Дама, что на него рассердилась бельгийская королева за его самоуправство с дождем, и надо ему пока свалить подальше, а то прибьют же. Я смотрю, этот тенор только и делал, что всех закладывал... теперь вот королеву... вот они какие, тенора... Ван Дам горестно сказал: - Вот, кругом одни гонения... не ценят, не любят... Эх, пойду в изгнание, что делать, - и ушел в пустыню. Там на него напала экзистенциальная печаль, прямо как у Сартра, стало ему грустно и пошли мысли, мол, зачем я вообще живу и т.п. Конечно, пустыня самое место, чтоб всласть подепрессировать. Попереживав, Ван Дам задремал под деревом, но в покое его не оставили. Явились к нему втроем Карла Бруни, Кейт Миддлтон и Мишель Обама. И стали хором утешать (сопранами): - Ван Дамчик, миленький, не расстраивайся, никто про тебя не забыл. Вот нас прислал генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, просил позвать тебя в гости, а то ему и поговорить обо всяком умном не с кем. Так что бросай тут скучать и пошли. На заднем фоне дружным хором поддерживают представители стран-членов совбеза ООН. Ну, Ван Дам еще немного повздыхал и поупирался ("да что вы, кому я там нужен" и т.п.), но потом появился еще и полномочный представитель генсека ООН и тоже толкнул речь. После этого Ван Дам сдался и перестал бухтеть не по делу. Далее массовый хор народа про общее единение и нормы морали и нравственности, и на сем хэппи-энд. Вообще первая часть, конечно, пободрее, там скандалы и прочее, а вторая лиричнее.
В общем, хорошая оратория, про баритона, с конфликтами, бывает на немецком и английском (это сам Мендельсон две версии сделал). Всем рекомендую.