Consuelo de ti alma
После окончания войн в Италии Велизарий вернулся обратно в столицу Византии и там тоже немного поработал по специальности, а именно - полководцем. читать дальшеВ 549 произошло нападение болгар. Эти болгары со своими царями давно что-то возникали, и вот вместе с другими балканскими племенами вздумали напасть на Константинополь. И напали, а у Константинополя тогда были проблемы с вооружением, поставками и т.п., и был реальный риск, что болгары его захватят, а повторять судьбу Рима никто не хотел. Но Велизарий не подвел Родину и разбил болгар к вящей славе своей и Константинополя.
Далее последовало десять лет полной отставки и безвестности. Где был, что делал? Неизвестно. А затем в 559 был дубль два с болгарами и примкнувшими к ним славами, которые никак не могли успокоиться и опять поперли под Константинополь. А у нас же тут наш Суворов под рукой! Велизарий проявил себя с самой лучшей стороны, припоминать обиды не стал и тряхнул стариной ради отечества. Вторженцы были разбиты в самые короткие сроки (а они ведь уже практически к стенам подошли), отечество, соответственно, еще раз спасено. Мастерство не пропьешь! Увы, я не нашла никаких подробностей, как это было, копал ли Велизарий фирменные рвы и придумал ли в очередной раз что-то нетривиальное специально для болгар. Также не знаю, получил ли он за это вознаграждение или чисто моральное удовольствие.
В 562 году случилась некрасивая, но эпичная история, из-за которой потом писатели последующих веков любили рассуждать на тему человеческой неблагодарности и sic transit. Против Велизария, который и так уже был в почетной отставке (непонятно, где он провел эти годы и чем занимался, но воевать его больше не приглашали), возбудили уголовное дело по обвинению в коррупции, взяточничестве и прочих хищениях. «Человек, похожий на главнокомандующего византийской армией», «был замечен» и т.п. Удивительно современно мыслили люди в те далекие времена. Обвинение было состряпано для каких-то придворных целей, вроде Юстиниан хотел устранить бывшего полководца от зависти к его популярности или еще от чего. Прокопий, бывший секретарь, тоже руку приложил; ходят слухи, что к тому времени он – Прокопий – стал бывшему начальнику злейшим врагом, уж не знаю, из-за чего. А может, это была демонстрация, чтоб не забывался. В общем, Велизария заарестовали и посадили в местный зиндан, а имущество, нажитое непосильным трудом, было конфисковано в казну. Впрочем, ни в жисть не поверю, что у наученного долгим опытом Велизария не было счетов в заграничных банках, а имущество не было переписано на тещу и троюродных племянников. Но дело-то не в этом, а в отношении государства. Велизарию было уже 62, и такой плевок в физиономию после многолетней службы... Обвинение скоро сняли, из тюрьмы выпустили и имущество вернули, но осадок остался. Вернули, кстати, не все, а половину, а остальное куда-то дели, как водится… Но более важным здесь стало то, что по мотивам этой отсидки где-то в 12 веке была создана очень известная и душераздирающе сентиментальности легенда. По легенде, несчастный брошенный всеми полководец мало того, что отсидел и лишился имущества, так еще был в тюрьме ослеплен и выгнан на улицу побираться. От сумы и от тюрьмы, как говорится. И вот бывший гордый орел и несостоявшийся император бродит по улицам или, как вариант, сидит у городских ворот, и просит на пропитание. Слава богу, это всего лишь выдумка, не было такого
На самом деле Велизарий просто вернулся к себе в имение (а по некоторым версиям – был туда выслан).
Последние три года жизни Велизарий тихо провел в своем поместье Руфинианы, в пригороде, которое давным-давно купил для жены. Мне одно обидно – ну почему он не написал мемуары? Чем он там каждый день занимался, розочки разводил? Он должен был написать как минимум две книги – свою биографию и учебник по военному искусству. С руками бы оторвали! Даже если после Прокопия он не доверял письменному слову, но как же передать опыт потомкам? Мог бы даже школу военную организовать. Но чего-то поленился или просто об этом никто не подумал рассказать в хрониках.
Скончался Велизарий 13 марта 565 года в возрасте 65 лет (или 60-ти, если считать датой рождения 505 год), Антонина похоронила его вроде бы в том же поместье. Однако за давностью лет поместье было развалено, и могила Велизария неизвестна.
Юстиниан пережил Велизария ровно на восемь месяцев, его не стало 13 ноября 565-го. Феодоры к тому времени не было в живых уже лет пятнадцать. Осталась одна Антонина. Она вроде бы ушла жить в монастырь, кажется, там была настоятельницей их с Велизарием дочь Иоаннина. Даже, возможно, Антонина и построила его, но точно не знаю.
В начале 3 книги «Войны с готами» биографа Прокопия пробило на дифирамбы в адрес Велизария. Это замечательный отрывок.
читать дальше«…Имя Велизария было на устах у всех: ведь он одержал две такие победы, каких раньше ни одному человеку никогда не удавалось одержать, привел в Византию с боем взятые корабли, двух пленных царей… и вновь вернул римскому государству богатства, отобранные им у врагов, в столь короткое время возвратив под власть империи почти половину земель и моря. […] Он был красив и высок ростом и превосходил всех благородством выражения лица. И со всеми он был настолько мягок и доступен, что был подобен человеку очень бедному и незнатному. Любовь к нему как к начальнику со стороны воинов и земледельцев была непреодолима. Дело в том, что по отношению к воинам он больше, чем кто либо другой, был щедрым. Если кто из воинов в стычке подвергался какому либо несчастию, будучи ранен, то он прежде всего успокаивал его мучения, мучения, вызванные раной, крупными суммами денежных подарков, а наиболее отличившимися подвигами он позволял иметь как почетные отличия браслеты и ожерелья; если же воин терял в сражении или коня, или лук, или другое какое оружие, то он тотчас же получал от Велизария другое. Земледельцы любили его за то, что он настолько бережно и заботливо относился к ним, что под его командованием они не испытывали никакого насилия; напротив, все те, в стране которых он находился со своим войском, обычно богатели сверх меры, так как все, что продавалось ими, он у них брал по той цене, какую они спрашивали. […] Ко всему этому он отличался замечательной сдержанностью: он не касался никакой другой женщины, кроме своей жены. Взяв в плен такое огромное количество женщин из племени вандалов и готов, столь выдающихся красотой, что более прекрасных никто на свете не видал, он никому из них не позволял явиться себе на глаза или встретиться с ним каким либо другим образом. Во всех делах он был исключительно прозорлив, но особенно в затруднительных положениях он лучше всех других умел найти наиболее благоприятный выход. В опасных условиях военных действий он соединял энергию с осторожностью, огромную смелость с благоразумием, и в операциях, предпринятых против врагов, он был то стремителен, то медлителен в зависимости от того, чего требовали обстоятельства. Помимо всего этого, в самых тяжелых случаях он никогда не терял надежды на удачу и никогда не поддавался панике; при счастье он не кичился и не распускался; так, пьяным никто никогда не видел Велизария. […] Таким образом, Велизарий, могущественный, как сказано, и по своему политическому значению, и по таланту, всегда имел в виду то, что может принести пользу императору, и то, что он решил, он всегда выполнял самостоятельно.»
Красивый… Не жадный… Жену любил... Ожерелья позволял…
И даже непьющий…
Впрочем, на дате 13.03.565 история Велизария отнюдь не закончилась. Как положено интересному историческому деятелю, он остался существовать и дальше, и об этом будет следующий, и последний, пост
Далее последовало десять лет полной отставки и безвестности. Где был, что делал? Неизвестно. А затем в 559 был дубль два с болгарами и примкнувшими к ним славами, которые никак не могли успокоиться и опять поперли под Константинополь. А у нас же тут наш Суворов под рукой! Велизарий проявил себя с самой лучшей стороны, припоминать обиды не стал и тряхнул стариной ради отечества. Вторженцы были разбиты в самые короткие сроки (а они ведь уже практически к стенам подошли), отечество, соответственно, еще раз спасено. Мастерство не пропьешь! Увы, я не нашла никаких подробностей, как это было, копал ли Велизарий фирменные рвы и придумал ли в очередной раз что-то нетривиальное специально для болгар. Также не знаю, получил ли он за это вознаграждение или чисто моральное удовольствие.
В 562 году случилась некрасивая, но эпичная история, из-за которой потом писатели последующих веков любили рассуждать на тему человеческой неблагодарности и sic transit. Против Велизария, который и так уже был в почетной отставке (непонятно, где он провел эти годы и чем занимался, но воевать его больше не приглашали), возбудили уголовное дело по обвинению в коррупции, взяточничестве и прочих хищениях. «Человек, похожий на главнокомандующего византийской армией», «был замечен» и т.п. Удивительно современно мыслили люди в те далекие времена. Обвинение было состряпано для каких-то придворных целей, вроде Юстиниан хотел устранить бывшего полководца от зависти к его популярности или еще от чего. Прокопий, бывший секретарь, тоже руку приложил; ходят слухи, что к тому времени он – Прокопий – стал бывшему начальнику злейшим врагом, уж не знаю, из-за чего. А может, это была демонстрация, чтоб не забывался. В общем, Велизария заарестовали и посадили в местный зиндан, а имущество, нажитое непосильным трудом, было конфисковано в казну. Впрочем, ни в жисть не поверю, что у наученного долгим опытом Велизария не было счетов в заграничных банках, а имущество не было переписано на тещу и троюродных племянников. Но дело-то не в этом, а в отношении государства. Велизарию было уже 62, и такой плевок в физиономию после многолетней службы... Обвинение скоро сняли, из тюрьмы выпустили и имущество вернули, но осадок остался. Вернули, кстати, не все, а половину, а остальное куда-то дели, как водится… Но более важным здесь стало то, что по мотивам этой отсидки где-то в 12 веке была создана очень известная и душераздирающе сентиментальности легенда. По легенде, несчастный брошенный всеми полководец мало того, что отсидел и лишился имущества, так еще был в тюрьме ослеплен и выгнан на улицу побираться. От сумы и от тюрьмы, как говорится. И вот бывший гордый орел и несостоявшийся император бродит по улицам или, как вариант, сидит у городских ворот, и просит на пропитание. Слава богу, это всего лишь выдумка, не было такого

Последние три года жизни Велизарий тихо провел в своем поместье Руфинианы, в пригороде, которое давным-давно купил для жены. Мне одно обидно – ну почему он не написал мемуары? Чем он там каждый день занимался, розочки разводил? Он должен был написать как минимум две книги – свою биографию и учебник по военному искусству. С руками бы оторвали! Даже если после Прокопия он не доверял письменному слову, но как же передать опыт потомкам? Мог бы даже школу военную организовать. Но чего-то поленился или просто об этом никто не подумал рассказать в хрониках.
Скончался Велизарий 13 марта 565 года в возрасте 65 лет (или 60-ти, если считать датой рождения 505 год), Антонина похоронила его вроде бы в том же поместье. Однако за давностью лет поместье было развалено, и могила Велизария неизвестна.
Юстиниан пережил Велизария ровно на восемь месяцев, его не стало 13 ноября 565-го. Феодоры к тому времени не было в живых уже лет пятнадцать. Осталась одна Антонина. Она вроде бы ушла жить в монастырь, кажется, там была настоятельницей их с Велизарием дочь Иоаннина. Даже, возможно, Антонина и построила его, но точно не знаю.
В начале 3 книги «Войны с готами» биографа Прокопия пробило на дифирамбы в адрес Велизария. Это замечательный отрывок.
читать дальше«…Имя Велизария было на устах у всех: ведь он одержал две такие победы, каких раньше ни одному человеку никогда не удавалось одержать, привел в Византию с боем взятые корабли, двух пленных царей… и вновь вернул римскому государству богатства, отобранные им у врагов, в столь короткое время возвратив под власть империи почти половину земель и моря. […] Он был красив и высок ростом и превосходил всех благородством выражения лица. И со всеми он был настолько мягок и доступен, что был подобен человеку очень бедному и незнатному. Любовь к нему как к начальнику со стороны воинов и земледельцев была непреодолима. Дело в том, что по отношению к воинам он больше, чем кто либо другой, был щедрым. Если кто из воинов в стычке подвергался какому либо несчастию, будучи ранен, то он прежде всего успокаивал его мучения, мучения, вызванные раной, крупными суммами денежных подарков, а наиболее отличившимися подвигами он позволял иметь как почетные отличия браслеты и ожерелья; если же воин терял в сражении или коня, или лук, или другое какое оружие, то он тотчас же получал от Велизария другое. Земледельцы любили его за то, что он настолько бережно и заботливо относился к ним, что под его командованием они не испытывали никакого насилия; напротив, все те, в стране которых он находился со своим войском, обычно богатели сверх меры, так как все, что продавалось ими, он у них брал по той цене, какую они спрашивали. […] Ко всему этому он отличался замечательной сдержанностью: он не касался никакой другой женщины, кроме своей жены. Взяв в плен такое огромное количество женщин из племени вандалов и готов, столь выдающихся красотой, что более прекрасных никто на свете не видал, он никому из них не позволял явиться себе на глаза или встретиться с ним каким либо другим образом. Во всех делах он был исключительно прозорлив, но особенно в затруднительных положениях он лучше всех других умел найти наиболее благоприятный выход. В опасных условиях военных действий он соединял энергию с осторожностью, огромную смелость с благоразумием, и в операциях, предпринятых против врагов, он был то стремителен, то медлителен в зависимости от того, чего требовали обстоятельства. Помимо всего этого, в самых тяжелых случаях он никогда не терял надежды на удачу и никогда не поддавался панике; при счастье он не кичился и не распускался; так, пьяным никто никогда не видел Велизария. […] Таким образом, Велизарий, могущественный, как сказано, и по своему политическому значению, и по таланту, всегда имел в виду то, что может принести пользу императору, и то, что он решил, он всегда выполнял самостоятельно.»
Красивый… Не жадный… Жену любил... Ожерелья позволял…

И даже непьющий…

Впрочем, на дате 13.03.565 история Велизария отнюдь не закончилась. Как положено интересному историческому деятелю, он остался существовать и дальше, и об этом будет следующий, и последний, пост
