суббота, 17 сентября 2011
Есть такой известный итальянский писатель 20 века Альберто Моравиа. Написал он много книг, и романов, и рассказов, в частности, роман "Римлянка" 1947 года. Что поражает меня в авторе, так это свобода рассуждений на щекотливые темы. Итальянцам это вообще свойственно, они довольно раскованны на язык в отличие даже от нас. "Римлянка" - это история жизни девицы-проститутки. Как она росла-росла и дошла до жизни такой. Роман реально хороший, все очень жизненно, девушка вызывает симпатию, и все там вполне понятно.
читать дальшеСначала героиня была тихая мамина дочка, жили они на окраине Рима в бедности вдвоем с мамой. Хотя нет, мамаша там дурная. Пристроила дочку работать обнаженной моделью, и это в 17 лет. И все твердила, что не надо ей замуж, а то осядешь дома и все, никакой жизни. Но художники были ребята приличные, ничего такого. Потом у девочки появился любимый жених, шофером в богатой семье работал. Она уж замуж собралась, планы строила и переспала с ним уже - 47 год, напомню, а не 2011-й. И даже мебель на свои деньги купила и спальню обставила. Но, как обычно бывает, выяснилось, что парень женат и имеет дочь, и семья его живет в другом городе. А он, козел, все обещал жениться. Ну, девушка (Адриана ее зовут) поплакала-поубивалась, а чего делать.
Попутно с женихом у нее появился и второй кавалер, да не простой, а крупный полицейский начальник, занимался политическим сыском. Этот второй, по имени Стефано, безумно влюбился в Адриану и все ходил за ней хвостом. И через подружку стал к ней подъезжать познакомиться. Эта подружка (прожженная девица определенного сорта) взялась все устроить. И они вчетвером с подружкой, ее парнем и Адрианой поехали куда-то типа на машине в пригороде покататься и потом поужинать. Там все вышло предсказуемо - героиню напоили, а потом этот самый Стефано ее изнасиловал. Ну, точнее, он ее стал шантажировать, мол, если не отдашься мне, то я все расскажу твоему жениху в красках. Сами понимаете, девочке всего 18 было, перепугалась, куда деваться. Вот так некрасиво вышло.
Потом они домой вернулись и вроде как ничего не было, никто не узнал. Но поскольку этот Стефано, хоть и придурок, но реально любил ее очень, то он никак отставать не хотел. Буквально в ногах валялся и умолял взять ее на содержание. Там есть такая бурная сцена в полиции у него в кабинете. Деньги у него, понятно, были, но он тоже был женат. Жену давно не люблю, видеть ее не могу и вообще она в провинции. Ну да, да. Адриана его отшивала, все забыть постель с шантажом не могла. А потом про своего жениха правду и узнала, и как-то ей стало все пофиг. Мужики - козлы, денег как не было, так и нет, а секс я все-таки люблю... ну и гори все синим пламенем. Так что она обратилась к своей расторопной подружке, и та тут же нашла ей клиента. И пошло-поехало. Причем дурная мамаша нашей героини только радовалась и была за такое дочкино занятие. Потом она и с полицейским Стефано тоже сошлась, раз ему уж так надо, авось и деньги платит. Он, кстати, оказался слегка психопат - испытывал по поводу нее чувство вины, и это ему мазохистски нравилось. Подозреваю, Моравиа никак не хотел расставаться с этим персонажем, он до самого конца книги появляется.
Дальше я пока не дочитала, но заглянула в конец. В общем, Адриана таки нашла свою любовь всей жизни, но он оказался то ли киллер, то ли террорист. В финале он покончил с собой, написав ей прощальное письмо (типично, "так будет лучше для всех..." и т.п.), а она осталась беременной. в том же ее домике с ее мамашей. И сидит вот и думает, что у их ребенка отец убийца, а мать путана, ну а что делать, главное, чтоб хорошим человеком вырос...
Познавательная книжка. Думаю, Моравиа опросил кучу проституток и из их историй собрал свой роман, уж очень все натурально.
Парочка порадовавших меня цитат.
"Он показался мне еще красивее, чем прежде, и тысяча безумных мыслей завертелась у меня в голове. Я представила, что могла бы любить его, и стала придумывать, как бы дать ему понять, что он мне симпатичен. В то же время, однако, голос разума напомнил мне, что я нахожусь в церкви, а он священник и мой духовник."
А это в копилку кактусовода
"С моей точки зрения, невозможно одновременно любить женщину и не уважать ее; но в нем любовь и жестокость казались перемешанными, и одна придавала другой новые оттенки и силы. Иногда я думала, что такая необычная тяга воображать меня падшей по его вине возникла из-за его работы в полиции; эта работа, как я понимала, состояла как раз в том, чтобы отыскать у обвиняемого слабое место и затем давить и унижать, чтобы человек стал полностью безвреден. Он сам рассказывал, уже не помню, по какому поводу, что каждый раз, когда удается заставить обвиняемого сознаться или поддаться в чем-то, он испытывает некое особое, почти физическое удовольствие, сходное с удовлетворением любовной страсти. "Обвиняемый, он как женщина, - объяснял Стефано. - Он сопротивляется, высоко держит голову... но, однажды уступив, он превращается в сущую тряпку, и ты можешь использовать его когда и как угодно."
@темы:
Литература
А Стефано этот наверное ее не сколько любил, сколько болезненно вожделел... натурально маньяк.
Или вам так понравилась вышеприведенная цитата?