Разбирала сегодня ноты. Все вытащила, перебрала, перетряхнула, протерла полку, проветрила. Нот у меня куча, оставшихся от бабушек (точнее, две с половиной кучи). Одна из бабушек, как я, наверно, уже писала, была профессиональной певицей-меццо с дипломом Гнесинки. Остальные пели любительски. Телевизора-то не было тогда, вот чем развлекались.
читать дальшеСмотреть очень интересно, ноты все старые, издания 40-50-х годов, ну и я что-то современное покупала в свое время. Многое написано от руки (даже и представить уже не могу, что нужно от руки переписывать ноты!). Поскольку бабушка-меццо работала концертной певицей, основной фонд - отдельные романсы и арии под фортепиано. Романсов - тьма! Просто сотнями. ЧАйковского немеряно, Варламов-Гурилев-всякие мелкие авторы 19 века, Аренский, Бородин целыми сборниками; Глинки, Даргомыжского, Рахманинова понемножку. Песни русские, советские, итальянские, чуть-чуть немецких и из кино. Из любопытного отыскалась "Fenesta che lucive", переложенная для сопрано, и песенка на музыку Перголези "Ах, зачем я не лужайка" 
Оперного гораздо меньше, только арии, причем для лирсопрано - Микаэла, Баттерфляй, Мими, Манон, Барбарина (наверно, это для кого-то из бабушек-любительниц). Ой, Барбарина и правда простая
Нашлась и ария Тоски, но вовсе не "Vissi d'arte"
Из тенорового де-Грие, Надир и прекрасно переложенная "E lucevan le stelle", нямка. Для голосов пониже - Кармен, Жермон и ария Далилы, сборник русских меццовых арий с редкостями (типа Клитемнестры Танеевской), романсы Обуховой... Вот как авторов не коробило ставить практически рядом романс Гуно и песню типа "Наш паровоз, вперед лети" 
А еще в закромах есть переложенные для пианино с голосом "Травиата", "Онегин", "Русалка" и "Фауст". Не полный клавир, конечно, а основные моменты. Из "Фауста" я играла вальс и по чуть-чуть все остальное. И ОМГ! - только сейчас впервые заметила, что вокальная часть куплетов Мефистофеля дана в первой октаве с заездом на вторую
Вот нам щас Доминго и Мефистофеля споет...
Еще залежи пьес для пианино, сонаты и пр. Посидела я, попробовала поиграть. Постоянно я уже давным-давно не играю, но три-четыре раза в год к пианину тянет. Категорически руки все забыли, аккорды брать разучилась, ноты путаю, темп игры один - "щас помру с натуги". Особенно эффектно в вальсах - они тут же превращаются в похоронные марши. Ра-два-три - медленно и печально...
А мерзавцы композиторы любят натыкать бемолей, да еще неожиданно перейти с ключа на ключ и поменять все на диезы - а я еще вся в бемолях. Думаю, надо мне не выпендриваться и не лезть в арии, а взять скромненько проверенную "Школу игры на фортепиано" или еще хорошо Артоболевскую (там картинки есть!) и на уровне 2 класса поковыряться
Еще и ми-бемоль 1 октавы фонит, расстроился.
Кроме нот в закромах нашлись книги, совсем старые и раздерганные. Несколько штук по нотной грамоте, биографическая с письмами про Чайковского и - вот это нямка так нямка - книга про пение. История пения, постановка голоса в деталях и даже как лучше питаться певцу. Пишут, что полезно бургундское вино! Судя по стилю, это может быть опус 19 века или начала 20-го. К сожалению, ни малейшего намека на обложку, так что автора и названия не знаю.
А еще была у бабушки книга, вспоминая которую, я кусаю себе локти. Про певцов Ла Скала, издания примерно 64-65 года, видно, к их гастролям в Москве. С текстом и фотографиями, в твердой обложке, формата А4! Мне было лет 13-15, оперой я ни в коей мере не интересовалась, а интересно было только разглядывать наряды и прически певиц. Помнится, больше всех мне нравилась Эдда Винченци (между прочим, до сих пор не слышала ни одной спетой ею ноты). Еще там точно были Нильсон и Френи. Больше не помню ничего! Я даже не помню, как книга называлась. Блин, сейчас ее нет, видно, давно выкинули или отдали. Как представлю, сколько хорошего там могло быть... У-у-у
Ну кто ж тогда знал, что может понадобиться, конечно.
Вообще так интересно покопаться. Все равно что свои детские фотографии смотреть. У меня даже сохранились нотные тетрадки с упражнениями и оценками за оные
Увы, бабушку я застала уже бабушкой, на пенсии, сиречь ее пения не слышала. И записей никаких нет, только несколько фотографий с концертов.
Но помню, она как-то пыталась объяснить мне, как лучше петь какой-то романс
а бабушек послушать нет?)
А какие чудесные картинки были у Артоболевской - до сих пор приятно вспомнить. :-)))