С благодарностью Яне
После "Манон Леско" и "Богемы" Пуччини стал знаменитым, и подтвердил свою знаменитость в январе 1900 года, когда состоялась премьера "Тоски". Подарок к новому веку, так сказать. читать дальшеСюжет пересказывать не буду и подробно останавливаться тоже не буду, а то на остальное запалу не хватит. В двух словах скажем, что опера была написана по французской пьесе Викторьена Сарду (который вообще написал 50 пьес, но мы не знаем ни одной), но несмотря на французские корни, и пьеса, и опера насквозь итальянские и представить их на другом языке сложно. Действие происходит в Риме в 1800-м году и поэтому премьера состоялась тоже в Риме. Опера сразу стала любимой народом, хотя ее и порицали за жестокость сюжета. Прямо скажем, да, произведение не рекомендуется детям до 18-ти - сексуальные домогательства, моральные издевательства, пытки, политика. Но Пуччини так понравились эти страсти, что взял и написал... Народу такое нравится... После этой оперы вы навсегда запомните, когда случилась битва при Маренго и кто в ней победил
Первой Тоской была румынская сопрана Хариклея Даркле, вот такая
За тенора был малоизвестный Эмилио де Марки, за баритона более известный Эудженио Джиральдони В жизни мирного вида мущщина с сигареткой Записей этих троих я не нашла, хотя вроде у баритона и сопрано какие-то были. Где-то
В "Тоске" находятся самые известные оперные арии на свете, исключая, конечно, арию про донну, которая мобиле, которую успел придумать Верди: во-первых, это хитовая ария Тоски "Vissi d'arte" ("Моя жизнь в искусстве") Не хочется быть банальной, но исполнения нагляднее, чем у Марии Каллас, я так и не нашла www.youtube.com/watch?v=1ZXwz0gj5fY
И еще один вариант этой арии, от которого фигею даже я, не большая любительница сопран. Это Тамара Милашкина, прима Большого театра прежних, увы, времен. Умопомрачительный голос, а в целой записи еще лучше www.youtube.com/watch?v=Kjc0VZ79WbQ
Во-вторых, тут две мега-хитовые арии тенора, которые есть в запасе у каждого, на любом сборнике и любом языке и уже где-то даже поднадоели, причем арии предусмотрительно расставлены в начале и в конце оперы
www.youtube.com/watch?v=Iyh7r1uOhM0 очень удобно, после первой же арии с тенором все ясно
www.youtube.com/watch?v=s5zdJB-SyCI а вторая ария написана так пронзительно, что за нее хлопают даже самому ужасному тенору, невозможно удержаться и не посочувствовать
В-третьих, к хитам отношу также и всю партию барона Скарпиа потому как она очень разносторонняя.
Бароны Скарпии встречаются самые разные. Любители плести интриги (Руджеро Раймонди) и простые служаки (Таддеи), поэтичные романтики (Сильвери) и садисты-гестаповцы (Гуэльфи), бурные достоевские натуры (Мазурок) и ласковые солнышки, безвинно убитые злобной сопраной (Молинари), сумасшедшие неврастеники (Фишер-Дискау) и педантичные сухари (Нуччи), благородные борцы с преступностью (Манугуэрра) и циничные сволочи (Гобби). И все они уживаются в одном персонаже. В принципе, классическим хрестоматийным Скарпией считается Гобби (раньше, по крайней мере, считался), а дальше - кому что нравится Только официальных записей около ста, а пиратских раза в три больше.
Да, и еще. Персонажи здесь всегда выглядят одинаково (если это не супер-новаторская постановка, конечно). У Тоски всегда платье с короткими рукавами, диадема на голове и максимальных размеров колье на шее. Барона наряжают по моде 18 века, он в камзоле, туфлях и парике (от прежнего времени все-таки человек), а художник, как сторонник новых веяний, уже в новомодном костюме и сапогах, а то и в одной рубашке. Это прям традиция
Следующим шедевром Пуччини выдал народу оперу на модные тогда ориентальные мотивы - "Мадам Баттерфляй", также известную как "Чио-Чио-сан". читать дальшеУ нас она шла именно под этим названием - как Сусанин вместо "Жизни за царя" (ну вот о чем я? Зачем приплела к японке Сусанина? ) Трогательная история про то, что все мужики... Да-да, они самые. Бросил меня с ребенком, потом женился на другой, и ребенка отобрал. Мне кажется, у нас эта опера должна пользоваться неизменным успехом, поскольку главный козел-тенор здесь американец...
Самая известная ария из этого опуса - ария Баттерфляй про то, что и на ее улице будет праздник www.youtube.com/watch?v=jDx6qfQT5oI
ну и еще есть дуэт Баттерфляй с Пинкертоном и евойная маленькая ария "Прощай, прощай, приют невинный" www.youtube.com/watch?v=GjSmz0OKueo
"Баттерфляй" на премьере провалилась, подозреваю, из-за того, что шла после "Тоски". И все ждали от автора опять чего-то такого умопомрачительно-бурного. А тут камерные страдания, вот и не прокатило. Но потом народу все равно понравилось, а сопранам еще больше понравилось изображать хрупкие японские цветочки, и дело пошло на лад.
Мне больше всего нравится история, которая случилась с тенором Монако, когда он еще не был всем известным, и никто не знал его в лицо. Было это в 41 или 42 году, война, значит, а Италия тогда воевала с Америкой. И вот идет спектакль, а тут налет, обстрел, все как есть побежали прятаться, Монако тоже выскочил на улицу как был, в мундире и гриме... Народ, естественно, увидел посередь улицы парня во вражеской форме в разгар налета, схватили тенора, и пришлось бы ему плохо... Никто же не посмотрит, что форма устаревшая. В общем, Монако пришлось срочно прямо на улице петь арию, чтоб доказать, что он певец. Пел, надо сказать, с большим энтузиазмом... Правда, есть у меня подозрение, что такие байки переходят из уст в уста с небольшими изменениями
Пуччини, как я поняла, разбираясь в его операх, был человек, любящий разнообразие. Следующая опера"Девушка с Запада" - единственная известная народу опера-вестерн. читать дальшеВестерн, только подумать! Я с трудом представляю, как могут итальянцы изображать Дикий Запад, но вот получите Все здесь есть - и куча золотоискателей, и индейцы, и злобный шериф, и благородный разбойник по имени Дик Джонсон (местный Дубровский), только что Клинта Иствуда не хватает. А героиня - героическая девица Минни, у которой случился любовный треугольник с тенором и баритоном. Шериф, естественно, был не тенор, к тому же злостный курильщик (некоторые баритоны так и пели эту партию с сигарой в руках), поэтому ему, как обычно, ничего не обломилось. Как ни странно, в этой опере хороший конец, хоть это и не комедия. Никто не помер, а тенор с сопраной уехали в светлое будущее, оставив шерифу одно развлечение - скандалить с индейцами.
В первой постановке оперы - вот фотография - участвовали некая девушка Эмми Дестинн, замечательный баритон Паскуале Амато за шерифа-вожделенца (в пижонской позе справа) и - вон тот гражданин в сапогах, которого хотят повесить, видите? - это тенор Карузо, который даже сбрил усы ради такого случая
Самая, наверно, яркая сцена этой оперы - момент, когда Минни играет в карты с коварным шерифом на жизнь тенора-Джонсона, пока сам тенор валяется мордой в стол (ранение у него в перестрелке случилось). И Минни - наша женщина, хочешь, салуном управлять, хочешь, в карты, все может! - конечно, выиграла
www.youtube.com/watch?v=nZEXtTcdltE как она из чулка карту-то вытащила
Кстати, вот как изменились времена. Россини схватил бы инфаркт при одной мысли, что такую сцену можно выпустить на публику.
из хитов покороче www.youtube.com/watch?v=iM9dF4WodDY&feature=rel... трагическая ария тенора перед повешением
и невыносимо занудная даже на мой вкус ария шерифа, в которой он давит на жалость в духе мистера Икс (бедный я, несчастный, никто меня не любит) www.youtube.com/watch?v=MC3W2yeGyfA&feature=rel...
Оперы Пуччини-2
С благодарностью Яне
После "Манон Леско" и "Богемы" Пуччини стал знаменитым, и подтвердил свою знаменитость в январе 1900 года, когда состоялась премьера "Тоски". Подарок к новому веку, так сказать. читать дальше
Следующим шедевром Пуччини выдал народу оперу на модные тогда ориентальные мотивы - "Мадам Баттерфляй", также известную как "Чио-Чио-сан". читать дальше
Пуччини, как я поняла, разбираясь в его операх, был человек, любящий разнообразие. Следующая опера"Девушка с Запада" - единственная известная народу опера-вестерн. читать дальше
После "Манон Леско" и "Богемы" Пуччини стал знаменитым, и подтвердил свою знаменитость в январе 1900 года, когда состоялась премьера "Тоски". Подарок к новому веку, так сказать. читать дальше
Следующим шедевром Пуччини выдал народу оперу на модные тогда ориентальные мотивы - "Мадам Баттерфляй", также известную как "Чио-Чио-сан". читать дальше
Пуччини, как я поняла, разбираясь в его операх, был человек, любящий разнообразие. Следующая опера"Девушка с Запада" - единственная известная народу опера-вестерн. читать дальше