Получился огромный пост, но мне хотелось рассказать про всех, с кем доводилось встречаться. Как говорится, tribute to. Все-таки как не любить теноров
Во-первых, хочу сказать, что мы - русскоговорящие граждане - имеем преимущество перед всеми остальными жителями земного шара. Только у нас есть одна уникальная видеозапись, в которой певец абсолютно точно и полно показывает, как должен выглядеть, петь и держаться на сцене настоящий тенор. Посмотрите эти раритетные материалы и согласитесь со мной, что прибавить к понятию "тенор" больше нечего )))
www.youtube.com/watch?v=ZzHw-3RvlG0&feature=rel...
читать дальшеВо-вторых, должна признаться, что теноровый мир для меня делится на две части:
1) Беньямино Джильи
2) все остальные.
Лично для меня певца лучше, чем Джильи, нет, не было и не будет. У кого-то красивый голос, у кого-то техника, у кого-то игра, у ког-то мозги или темперамент - у Джильи было все. Совершенно ангельский голос (он таким же голосом и разговаривал, умереть не встать), умение быть когда надо нежным, когда надо - энергичным, безупречная техника, органичное поведение на сцене. Меня всегда удивляет, как ему удается своим небесным голосом петь без всяких соплей и даже иногда весьма жестко (он мог развести слезы, но именно когда сам этого хотел). Послушать хотя бы, какой он в "Бале-маскараде" - это же Бандерас просто. Вообще когда слушаешь его в отдельных ариях, это красиво, но не дает полного представления. Надо слушать полную оперную запись, там самая круть. Внешне, конечно, был колобок, но держаться умел, еще как. Темпераменту у него было, причем строго контролируемого... Есть история, как ставили где-то "Аиду", идет репетиция в костюмах, фараоны вокруг, к вступлению тенора влетает опоздавший Джильи и с разгону давай петь выходную арию. Народ слушает, верит, и только когда допел, замечают, что на Радамесе обычный костюм-тройка...
К тому же он старался быть народным певцом и петь ему было не влом где угодно. После целой спетой оперы ему могли выкатить на сцену рояль, и он под него давал еще концерт просто так, забесплатно. И не уставал, видимо. А во время концерта ему запросто могли кричать из зала "Беньямино, спой это", и он спокойно пел все, что просили. Вот так.
ru.youtube.com/watch?v=SBVR3axp0pw
А теперь поехали по остальным.
Самый-самый мой любимый после Джильи тенор, которого я люблю так же сильно, как баритонов - даже так! - это Карло Бергонци. Он считается одним из лучших теноров 20 века, и это правда. Голос умопомрачительный, сильный, прямо подхватывает и уносит Очень уверенное, свободное, полетное, непринужденное пение и очень обаятельное stage presence. И он очень уравновешенный, не тормозной, а именно спокойный. Сам собой, как положено, колобок, сиречь, опять же подходит под образ Идеального Тенора, см. начало поста
ru.youtube.com/watch?v=4fJqmROCvzg
И еще один нежно любимый мущщина - Ферруччо Тальявини. Чудесный лирический тенор и замечательный актер. Из всех лирических теноров он мне как-то больше всех нравится. Внешне - очаровательный хомячок. На ю-тубе не самые удачные записи, но хотя бы что-то
ru.youtube.com/watch?v=Y9AjMILYitw
Ну и конечно же, Лючано Паваротти. Да, он действительно до безобразия распиарен, и фразы "Паваротти - величайший тенор 20 века" попадаются слишком часто, все верно. Тот же Бергонци был не менее крут, и кто знает это имя? Но не любить Паваротти - это все равно Италию вообще. У кого-нибудь повернется язык сказать, что он не любит Италию? Вот. Но вся эта слава возникла отнюдь не на пустом месте. У Паваротти чудный, звонкий голос, и он может быть и огненным, и трепетным, и каким угодно. И он какой-то насквозь итальянский. И когда поет, ясно слышно, что ему и самому это в кайф, а когда спел, физиономия такая довольная, мол, йес, я это спел и всем понравилось! А некоторые любят говорить, что Паваротти холодный, бесчувственный, нехватка эмоций и т.п. Ей-богу, не понимаю, как можно такое сказать.
ru.youtube.com/watch?v=Z5bfZPycK3s
А вот есть такой товарищ по имени Ричард Такер (Tucker). Считается главным американским тенором 50-60-х. Певец очень талантливый и профессиональный, с крепким, но гибким голосом. Правда, в его исполнении многие персонажи выглядят нервными, мелочными, слабохарактерными. Он мне мою первую "Силу судьбы" испортил, надолго, пока Монако ее не реабилитировал Одна польза - в "Доне Карлосе" попал стопроцентно. Но, до Такера надо дорасти, потому что его прелесть - в качестве пения.
www.youtube.com/watch?v=jPkb24cQCM8
Джузеппе ди Стефано - один из главных народных любимцев среди теноров. Я никогда не была его фанаткой, но временами слушаю. Голос красивый, теплый, певец харизматичный, ему чудесно удаются партии типа герцога Мантуанского. Одна беда - был халтурщик... репетиции прогуливал, на сцене халявил...
www.youtube.com/watch?v=r0Yh6zzyRLY
Есть редкостный тип теноров - тенор-красавчик. Чтоб высокого роста, лицо - глаз не оторвать, улыбнулся - как рублем подарил, да еще и поет Таких, правда, мало. Я насчитала шестерых, семь, если считать и ди Стефано.
Самый основной красавец, которого сразу вспоминают - это тенор, да не просто тенор, а мега-звезда Франко Корелли. Не могу спорить.
А какой неподражаемый голос! Тягаться с Корелли в силе голоса - проигрышное дело, да к тому же его голос такой с ума сводящей красоты, с таким оттенком трагизма и самозабвения, такой трепетный и волнующий, такой искренний... Только подумать, такой симпатичный, да еще ТАК поет. Неудивительно, что он стал одним из самых знаменитых теноров и для многих идеалом. Я вот раньше придиралась, что плохо играет, но вроде и нормально... теперь смотрю, не, не бревно вовсе
www.youtube.com/watch?v=xDHSFxVbMWc
А еще говорят, что а) Корелли боялся сцены, б) у него была скандальная жена, и спектакль могли задержать и ждать, пока Корелли выяснит отношения с женой и пойдет наконец петь
Николай Гедда, Антон Дермота, Луиджи Альва - братцы-кролики лирические тенора. Особых претензий к ним нет, но и близкого знакомства не получилось. Гедда и Дермота обязательно попадутся в записях немецких композиторов - Моцарт, Бах, бельканто, оперетты, а Альва много пел Россини и опять же Моцарта. К тому же Гедда родом из какой-то восточноевропейской страны и едва ли не учился в московской консерватории. Была очень удивлена, наткнувшись на что-то по-русски в его исполнении.
Еще лиртенора - Никола Монти и Чезаре Валлетти - были тоже очень знамениты в 50-е на ниве бельканто. Россини, Доницетти... обязательно встретите. Валлетти очень хороший актер, а про Монти не знаю. А Альва очень хорошенький внешне.
Энрико Карузо. По уровню пиара обошел и Паваротти. Поэт - Пушкин, птица - курица, тенор - Карузо. Хотя по мне - от баритона в нем было больше. Ну, конечно, голос редкостный, артистизм мощный, техника запредельная. Вот как надо.
www.youtube.com/watch?v=Y2eWglxp6g0
А еще Карузо был, что называется, гедонист. Любил радости жизни. А уж какую виллу себе построил - чисто Версаль.
Тенор-красавец номер два - это Марио дель Монако. Вообще он в жизни-то обычный, но когда в гриме - прям умереть не встать.
Монако с Корелли идут дружной парой. Они жили и работали одновременно, и вспоминаются сразу оба. Хотя они совершенно разные. У Монако другой голос - такой же великолепный, но более холодного тембра, очень уверенно и ровно звучащий, кореллиевского надрыва там нет, а темперамент - просто сплошной взрыв. Он на сцене себя забывал, говорят. Как начнет безумно сверкать глазами, рвать на себе волосы и на всех кидаться - ужасть, очень страшно. Некоторые говорят, мол, это моветон, игра для галерки, но это же от вживания в образ. Пусть лучше так, чем стоять столбом, как некоторые. Монако считается лучшим Отелло, и вокально, и сценически. И то, там есть где разойтись с криками о мести Вот у него Отелло совсем несдержанный дикий мавр, которого обмануть легко, поскольку он вокруг себя ничего не видит.
www.youtube.com/watch?v=d6PpreW9WT8
Так, теноров осталось еще примерно столько же, надо прерваться
О тенорах, хороших и разных. Часть 1
Получился огромный пост, но мне хотелось рассказать про всех, с кем доводилось встречаться. Как говорится, tribute to. Все-таки как не любить теноров
Во-первых, хочу сказать, что мы - русскоговорящие граждане - имеем преимущество перед всеми остальными жителями земного шара. Только у нас есть одна уникальная видеозапись, в которой певец абсолютно точно и полно показывает, как должен выглядеть, петь и держаться на сцене настоящий тенор. Посмотрите эти раритетные материалы и согласитесь со мной, что прибавить к понятию "тенор" больше нечего )))
www.youtube.com/watch?v=ZzHw-3RvlG0&feature=rel...
читать дальше
Во-первых, хочу сказать, что мы - русскоговорящие граждане - имеем преимущество перед всеми остальными жителями земного шара. Только у нас есть одна уникальная видеозапись, в которой певец абсолютно точно и полно показывает, как должен выглядеть, петь и держаться на сцене настоящий тенор. Посмотрите эти раритетные материалы и согласитесь со мной, что прибавить к понятию "тенор" больше нечего )))
www.youtube.com/watch?v=ZzHw-3RvlG0&feature=rel...
читать дальше