Никогда эта опера не числилась у меня в любимых, но тут я на нее подсела, потому как наконец додумалась почитать либретто. Стало даже интересно. Мысли по ходу:
1) По-моему, вся эта опера - жесткая пародия на условности бельканто. Когда героиня в темноте ошибается кавалером и бросается обнимать не того - это же жестокий стеб. В общем, Верди отличается более-менее внятными сюжетами (не считая "Силы судьбы"), а тут сплошной дурдом. И это после сугубо бытовой "Травиаты". Эмоций у них всех, конечно, море, но...
2) У главной героини Леоноры очень, очень плохо с мозгами. Если бы она была умной и хитрой, то могла бы вертеть графом как угодно. Его же легко было убедить. Что она нарочно кинулась в объятия именно к нему. Что нарочно кокетничала с Манрико, чтобы он ее ревновал. Что сама, между прочим, пришла к нему и предложила на ней жениться. Поверил бы, как миленький. И нафиг же она выпила яд?!
3) Манрико - симпатичный тенор, который никому не сделал ничего плохого, а наоборот, старался всех спасать. Редкость. С Леонорой, правда, в конце поругался, не разобрамшись, но это по мелочи.
4) Граф ди Луна далеко не ангел, но ведь не от злобности натуры, а наоборот, от излишней любви и эмоциональности. Страдал же человек. Хотя, конечно, баритон, который ведет себя как тенор - это нечто. Тенор-то порасстраивается, повздыхает, помашет шпагой и никакого ущерба, а баритон в таком состоянии сносит всех нафиг с дороги, что твой бронепоезд. Лучше бы уж был злодей типа Яго, творил бы зло точечно и осознанно, а не так что всех подряд под горячую руку. И ведь даже имени у него, бедного, нет, только фамилия!
5) И вообще хочу, чтобы был хэппи-энд. То есть:
- Азучена сама признается графу, что украла его брата из замка. И не украла даже, а спасла, т.к. враги старого графа ди Луна собирались сами выкрасть дите из коварных побуждений. А она его прятала и 20 (25, 30...) лет воспитывала как родного, отказывая себе во всем, чтобы ребенок вырос и получил музыкальное образование (ария "Vissi d'arte"). И вообще, никому в жизни ничего плохого она не делала ("Non fece mai male all'anima viva")
- граф ди Луна отпускает Азучену и выдает ей материальное вознаграждение и пропуск, а сам идет в башню к Манрико мириться. Братья тут же прощают друг другу все и находят, что у них много общего ("Vivremmo insiem, moremmo insiem")
- отходчивый Манрико не может смотреть, как его любимый старший брат граф ди Луна страдает от неразделенной любви к Леоноре, поэтому он добровольно отказывается от нее, уезжает в Мадрид, забирает там маркиза ди Позу и дона Карлоса и они втроем отправляются partir per la Fiandra под счастливые всхлипы короля Филиппа
- Азучена забирает свой табор и эмигрирует в Америку, где меняет имя на Ульрику и зарабатывает деньги предсказанием судьбы под личным покровительством губернатора Бостона
- Леонора, немного подумав, приходит к выводу, что всегда любила только графа ди Луну ("Di Luna, io t'amo!"), а с Манрико это была ошибка и взаимное заблужение, но берет себе еще год на размышления, потому что характер такой. Оданко все-таки позволяет графу петь у себя под окнами серенады ("Выходи, о друг мой нежный, бил свиданья час")
- по прошествии года в замке ди Луна венчание с колоколами, все съезжаются в гости. Манрико женился на герцогине Эболи, маркиз ди Поза, который так и не женился на герцогине - шафер, а Азучена в качестве посаженой матери тоже приехала на свадьбу и привезла с собой новых знакомых по имени Ренато и Амелия, у которых что-то там не заладилось и они приехали сменить обстановку. Всеобщее ликование, граф ди Луна сияет, Родриго спелся с Руисом и втихаря вербует цыган для поездки в Фландрию, инфант дон Карлос строит глазки Инес, уверяя, что она - королева его мечты ("Io vengo domandar grazia alla mia regina"), в общем, все счастливы, финальный хор "Oh gioia, goia!", занавес.