Я довольно много писала о баритонах, а между прочим, главный герой в мужской половине оперного мира - все равно тенор. Многие люди любят теноров. Так что я подумала, надо что-то и про них написать.
За что мы любим теноров? Вообще-то даже не знаю, что сказать. Я их тоже люблю, но умеренно и за две вещи - за красивый голос и за то, что тенора разбавляют собой время между репликами баритона. Извините негативные черты теноровых персонажей слишком сильно бросаются мне в глаза и мешают восхищаться.
С моей точки зрения, теноровые образы сильно похожи друг на друга. Всегда есть любовная линия с сопрано, иногда разбавляемая вкраплениями меццо-сопрано (меццо сама любит тенора и пытается разлучить его с героиней, как, например, Амнерис в "Аиде"). Сопрано тоже любит тенора и в ста процентах случаев предпочитает его баритону, не понимая своего счастья. Также всегда есть более-менее убедительные душевные терзания героя. Терзания происходят обычно по поводу сопраны, чем-то не угодившей тенору (из-за чего он ее бросает во втором акте, а потом страдает до четвертого), а иногда - из-за судеб страны, туманного будущего и коварства судьбы. Еще герой постоянно готов к совершению подвигов во имя родины, любимой женщины, идеалов и тп., нужное подчеркнуть. При этом герой парадоксальным образом неспособен на реальные действия, слабохарактерен, легковерен и незрел душевно. Его легко обмануть и заставить сделать что-нибудь нехорошее. Он охотно предается печали и никогда не бывает виноват в своих проблемах - он всегда жертва обстоятельств, людской несправедливости, а то и роковой иронии судьбы. Не могу сказать, что все это склоняет меня любить теноров. Хотя они могут быть добрыми, любящими и внимательными, но как-то редко и неубедительно. К тому же тенора, которые при красивом голосе звучали бы еще сильно и уверенно и производили бы впечатление не беспомощной размазни, а настоящего мужчины, мне лично встречались редко. Хотя все-таки встречались В общем, я люблю отдельных конкретных теноров, но не тенора как вид. Перечисленные черты свойственны всем тенорам, но у разных персонажей на первый план выступают разные особенности.
Ну вот, что-то я всех раскритиковала. Извиняюсь перед любителями теноров еще раз
В общем, я тут подумала: если вы решили завязать отношения с тенором, полезно знать, что вас ждет, верно? Поэтому я и написала небольшой обзор под названием
Путеводитель по тенорамТеперь, если вы соберетесь слушать какую-то оперу, вы уже будете примерно знать, чего ждать от главного героя и даже угадаете, чем все закончится. Кто вспомнит еще какие-то разновидности, может добавить
Итак:
читать дальшетенор с уклоном в героизм - Каварадосси из "Тоски", Радамес из "Аиды", Габриэле Адорно из "Симона", Манрико из "Трубадура" и Шенье из, соответственно, "Андре Шенье". Отличается повышенным социальным сознанием, обостренным чувством долга и всегда рвется на баррикады. Не важно, зачем. Разумные слова типа "дорогой, будь осторожен, за нами же следит вся римская полиция/стража фараона/служба безопасности генуэзской республики/сыщики Робеспьера" не доходят до сознания тенора-героя. Его любимое занятие - обличать тиранов. В этом он никогда не преуспевает, зато находится при деле, к тому же по ходу обличений выдает отличные ферматы. Героиню любит, но свободу любит немножко больше, и из них двоих выбирает вторую. Его любимая песня - Марсельеза. Также тенора-героя постоянно гнетут темные силы. Теноров остальных видов они либо совсем не трогают, либо гнетут умеренно, а вот на герое оттягиваются по полной.
тенор-любовник - герцог Мантуанский ("Риголетто"), Риккардо ("Бал-маскарад"), граф Альмавива ("Севильский цирюльник"). Существо жизнерадостное, легкомысленное и предпочитающее брать от жизни все. Забивает на темные силы, которые вяло пытаются его угнести, и весело ходит налево, направо и в других направлениях. Инстинкт самосохранения отсутствует в принципе, зато и стремления лезть в спасители отечества нет - а то что бы мы делали, реши граф Альмавива бороться за свободу испанских цирюльников? Задумываться на серьезные темы, а тем более терзаться мыслями о морали тенорам-любовникам противопоказано в целях выживания вида. При теноре-любовнике обычно присутствует баритон, роль которого простирается от помощи тенору до попыток убийства, если тенор доведет его слишком сильно.
тенор-благородный любовник - Ленский, Ромео, дон Оттавио из "Дон Жуана". Отличается от предыдущего тем, что на протяжении до-, во время- и послеоперной жизни любит только одну героиню. Это романтично, но для самого тенора плохо - он постоянно в обломе. То ли он не читал Пушкина "чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей", то ли что, но в ответ на признания получает просто фигу, а то и пулю в лоб. При этом обожает сопрану до потери пульса и прощает ей все, за что его со всей женской логикой считают скучным занудой. Отдельная история с Ромео, который вроде не был занудой, но тоже плохо закончил.
тенор-мститель - Канио, Хозе, Отелло. Его постоянный припев - "она меня за муки полюбила". Или не полюбила, или разлюбила, чем нанесла душевную травму. За это, соответственно, тенор и мстит героине, убивая ее в финале под однообразные крики "смерть твоя пришла!" Фи, как неоригинально. Убийцей тенор себя не считает - только мстителем. Мотив преступления всегда один - отмстить за измену себе, любимому. Не читали они Чехова, который сказал "радуйся, что жена изменила тебе, а не Отечеству". Тенора-мстители, как правило, люди из низших социальных слоев, занимают невысокие должности (только Отелло пробился наверх, а кто-то еще говорит, что политкорректность - это сегодняшнее изобретение!) и по всем законам психологии самоутверждаются за счет окружающих. Впрочем, они страдают всерьез, так что их все равно жаль, несмотря на криминальные склонности.
тенор-неврастеник - Эрнани, дон Карлос, Вертер из опер имени себя, Альваро из "Силы судьбы". Тенор-неврастеник весь в душевных метаниях. Вечно не понят, несчастен и преследуем человеческой злобностью. Основной мотив - "я опять одинок" голосом Лисициана. Да, я знаю, что Лисициан баритон. В отличие от тенора-героя, который твердо знает, что сначала Родина, потом сопрана, для неврастеника все равны и он всю оперу бросается от дамы сердца к врагам, потом к Родине, потом на поиски своего "я". Поиски своего "я" и его места в мире отнимают особенно много времени. Любимое занятие тенора-неврастеника - трепать нервы голосам нижележащих регистров. Причем для этого он безошибочно выбирает самый подходящий момент. Например, может закатить скандал папе-басу прямо на площади перед толпой народа, позоря королевскую семью. А люди-то мирно собрались посмотреть аутодафе. В общем, неврастеник успевает довести до ручки всех страданиями своей непонятой души, после чего благополучно умирает. Иногда баритон не выдерживает и умирает первым. К несчатью, изобрести антидепрессанты в те времена еще не успели, иначе хорошая доза чего-нибудь привела бы много опер к счастливой развязке...
тенор-неудачник - Неморино из "Любовного напитка", Гофман из "Сказок Гофмана". Неморино - деревенский неудачник, что лучше, нежели городской, в деревне хоть огород есть, коровы всякие, с голоду не умрешь, не то что в городе. Городскому жителю Гофману тяжелее, поэтому он благополучно спивается. Однако у героинь при виде тенора-неудачника срабатывает материнский инстинкт и в конце его обязательно берут под крылышко. Поэтому тенора данного вида имеют больше шансов на выживание, чем тенора-благородные любовники, которым никаких крылышек не достается.
тенор-благородный отец - Элеазар из "Жидовки" Галеви. Редкий уникальный экземпляр, единственный известный в природе. Обычно тенор либо еще слишком молод и ходит в женихах, либо тенор умирает, не успев завести детей. Здесь персонаж не только отец, но еще и религиозный фанатик и вообще сильная личность. Он довел свою дочь до костра - вот такое адское сочетание Риголетто и Азучены. Вообще-то по всем правилам должен быть баритоном или басом, но... Если вы сможете поверить, что свежим голосом героя-любовника поет престарелый еврейский ювелир, то этот персонаж для вас. Пока можете попытаться вообразить Хосе Каррераса с пейсами - для тренировки...
тенор-козел - уверяет себя и окружающих в безумной любви к сопране, но ведет себя довольно мерзко. Под надуманным предлогом бросает сопрану одну разбираться с проблемами, как Туридду в "Сельской чести", а то и просто умирать, как это делает Альфред в "Травиате" и Рудольф в "Богеме" (знал же, что Мими больна чахоткой и бросил ее все равно). В самом пиковом случае доводит героиню до самоубийства - Энцо в "Джоконде" и Пинкертон в "Мадам Баттерфляй". Пинкертон из них самая скотина.
характерный тенор - это разновидность теноровой партии на третьих ролях. Выполняет либо развлекательно-комическую функцию (дон Базилио из "Свадьбы Фигаро", Трабуко из "Силы судьбы"), либо наоборот, служит баритону для выполнения коварных замыслов и мелкого шпионства (не поднимаясь выше уровня прислуги за все). Это Сполетта из "Тоски" (хотя мне его жалко, забитый он со всех сторон, дома жена-скандалистка шубу требует и пятеро детей по лавкам, а на работе барон Скарпиа страх наводит), Норман из "Лючии ди Ламмермур" и противный гражданин с тростью, по прозвищу Инкредибиле, из "Шенье". Персонажи аморальные, норовят подтолкнуть баритона к плохим поступкам, например, к написанию фальшивого доноса. Поются максимально мерзким тенором, какой найдется в театре.