Навеяло постом у Хальдры. Вот такой вопрос. Почему композиторы 20 века так сложны для слушания и понимания? Через Прокофьева, Берга, Яначека и т.п. надо долго сознательно продираться, тратя много усилий, сначала чтобы понять, потом и полюбить (и я таких усилий пока не совершила, и не только я). В то же время сквозь Баха, Моцарта, Шуберта, Верди, etc. мучительно ломиться не надо, они быстро нравятся и понятны.
Почему наши практически современники для нас же по восприятию тяжелее, чем так далеко отстоящие бахи с моцартами?? В какую сторону свернуло искусство в 20 веке, что через него надо продираться с сознательными усилиями вместо того, чтобы оно сразу ложилось на душу? Кстати, это не только в музыке, возьмем стихи, прозу, картины, скульптуру - везде одно и то же. Все стало абстрактным и непонятным.

Неужели искусство стало существовать ради самого себя, а не ради человека? Оно ушло от людей? Мы отдельно, искусство - отдельно, мостиками из немногих, кто может и согласен понять?