Значит, про поход на "Реквием".
Про сам "Реквием" как музыкальное произведение я писать не буду, потому что надо брать и слушать. Могу с желающими обсудить, кому что нравится, кто поет и т.д. Повторю только еще раз, что вещь это эффектная, темпераментная, чисто оперная и слушать ее довольно легко. Расскажу непосредственно про вылазку на культуру.
читать дальшеНигде в анонсах упоминаний про что-то нехорошее в отношении Реквиема не было. Концерт и концерт. На подходе к театру обнаружила афишу, где сообщили, что данное мероприятие осуществляется совместно с японским театром балета и якутским театром имени Оломуна (или Оолона?). Терзаясь вопросом, куда же там впихнуть балет и почему японский, пошла внутрь. Мысленному взору неотвратимо представлялись двадцать штук маленьких лебедей в пачках...
Внутри выяснилось, что 90% пришедших прикоснуться к прекрасному - бабульки много старше 70-ти с небольшими вкраплениями молодежи (как любезно заметила Gloomy, с которой довелось разделить острые эстетические переживания - нашего возраста). Видимо, большинство испугалось слова "реквием". А если бы это был не Верди, а Берлиоз - Messe de la Morts? Вообще жди пустого зала? Бабушки, между прочим, смелые, не побоялись, что кому-то плохо станет от избытка чувств и месса к делу придется...
Зал действительно был полон где-то на 2/3, а я думала, что народ набьется. Билетерша сказала, что они же не консерватория, рекламы нет...
И вот потух свет, вышел хор и оркестр, а потом... Потом из правой кулисы вышла девушка в красном кимоно, а из левой - дирижер, и они пошли церемониальным шагом навстречу друг другу. Дирижер имел жуткую физиономию (тоже был японец) и развевающуюся шевелюру, но дирижировал очень эмоционально, махая руками и телом вслед за ними во все стороны. Позади него даже была специальная ограда, чтоб он не упал. Но и оркестр, и хор были на высоте. В директорской ложе слева притаились два тромбониста (хотя это могли быть не тромбоны, а что-то другое, я не разбираюсь, но духовое) и они периодически на них играли сбоку, для объемности звука. Я сразу вспомнила анекдот про Караяна.
После дирижера вышли попарно певицы и певцы, тоже с разных сторон, и концерт пошел. Мне понравилась меццо-сопрано, якутка килограмм 120-ти, и тенор был мой любимый из Станиславского, а вот бас был со стороны и не впечатлил, сопрано нормальная.
В Реквиеме больше всего обожаю тот момент 1 части, когда певцы вступают по одному, повторяя Kyrie eleison. Даже если бы спели одно это, я ушла бы домой счастливой. И начало второй части, когда хор, можно сказать, грянул Dies irae. Вот, значит, пропели они начало 2 части, потом - пауза. И в этой паузе из-за сцены слышатся звуки "y-y-y-y". Даже "УУУУУУУУУ". И еще "тынн-тынн" на одной струне. И кажется "хрясь-хрясь", не помню уже, Gloomy, поправь, если ошибаюсь. И под это "у-у-y-y - тын-тынннннн" на сцену выходит гражданин в полной боевой раскраске якутского шамана или японского злого духа. Отовсюду какие-то хвосты, когти как у Ф.Крюгера и прочее. И изображает он пантомиму с простиранием рук в стороны и приниманием угрожающих поз. Мол, вот какой я нехороший.
По ходу пения нехороший японский гражданин выходил еще раз 4-5, девушка в кимоно - очень изящная - тоже выходила, и была промежду них пантомима. Он типа на нее нападал, а она махала на него веером - "уходи, уходи!" Происходила вся эта драма на авнсцене за спиной у дирижера и, очевидно, момент выхода подстраивалсяпод определенный текст, но мы не уточняли. Видимо, это и был вклад восточной стороны в программу. Народ в зале тихо недоумевал, в антракте сошлись на том, что это изображает борьбу жизни и смерти. Меня это отвлекало собственно от музыки и я старалась их не замечать. Реквием со всем этим растянули на два часа с антрактом. В конце народ хлопал без энтузиазма, но потом разошлись и стали кричать "Брави!" Растет, однако, культура в употреблении иностранных слов.
Но в целом Верди прекрасен и без этих плясок и последнее, о чем он мог думать, это о красных кимоно. Даже Турандот с Баттерфляем не он написал. По ходу, в следующий раз можно негров с копьями запустить.
К тому же полностью отдаться музыке и воспарить душой, как я неоднократно пыталась, упорно не получается. Билетерши носятся мимо ложи, люди чихают-кашляют, за стеной слева по рации отдают команды на сцену (это 7 ложа вплотную к будке). В замечательный момент минут через пять от начала, только я увлеклась, бабка спереди в полный голос спросила у соседки: "А они что, не по-русски поют?!" И что я уже отмечала, сидя в зале, трудно слушать голос певца. Отвлекаешься на то, что происходит на сцене, а ушами слушать вроде в последнюю очередь. Дома на диване лучше, все расслышишь.
"Реквием", якутская версия
Значит, про поход на "Реквием".
Про сам "Реквием" как музыкальное произведение я писать не буду, потому что надо брать и слушать. Могу с желающими обсудить, кому что нравится, кто поет и т.д. Повторю только еще раз, что вещь это эффектная, темпераментная, чисто оперная и слушать ее довольно легко. Расскажу непосредственно про вылазку на культуру.
читать дальше
Про сам "Реквием" как музыкальное произведение я писать не буду, потому что надо брать и слушать. Могу с желающими обсудить, кому что нравится, кто поет и т.д. Повторю только еще раз, что вещь это эффектная, темпераментная, чисто оперная и слушать ее довольно легко. Расскажу непосредственно про вылазку на культуру.
читать дальше