Есть еще из кармана записанная постановочка из Марселя 1991 года. Прямо скажем, УГ с пресловутыми тремя табуретками. Только и посмотреть там, что на баритона, да и того ни хрена не видно, один балахон черненький белеется... не, серенький... или даже такой песочный, чтоб в пустыне маскироваться. И Таис тоже лахудра в кудряшках, только рыжая. Ну никакой радости от искусства. И опять же пропадает, пропадает воспитательный эффект, ибо не видно, как баритон там смотрит укоризненно ясными глазками.
Еще версия с Евой Мей и Пертузи, никак не посмотрю, там вроде совсем абстракции и кубизм, хуже чем у Пикассо, и с Фриттоли-Атанели, где есть колонны (плюс), но баритон в черном кителе, что смущает.
Вот такое расстройство. Никак нормально Александрию IV века н.э. не кажут, сволочи капиталистические. Посему остается одно - сидеть и мечтать, как бы вот хотелось все видеть. Я, конечно, люблю классику и естественность и в упор не новатор, но помечтать хочется.
Это просто болтовняВ первой картине у нас коммуна-поселение монахов-отшельников в пустынном унылом местечке среди кустиков. Режиссерам явно скучно про них ставить, поэтому монахи вечно однообразно одеты в серое непонятное шмотье, аки уголовники, бродят там при скудном освещении (дело вечером, к ужину), нудят что-то ботаническое и из имущества имеют стол деревянный, 1 штуку. Конечно, зрителя при виде этого сразу берет тоска, и он убеждается, что опера это мучительная скукота и занудство. Между тем, главное продержаться минут 10, а потом подвалит герой-баритон, который тоже ходит в балахоне, но выгодно отличается от прочих красивыми глазами и мощной харизмой. Ну, должен в идеале отличаться.
Горькая практика показывает, что идеал далек от практики, но не будем придираться.
Ну, с точки зрения красоты декораций, наверно, тут не разгуляешься. Да и ничто не наводит такой скуки, как толпа нудных монахов, которые, прости господи, укроп на ужин собирают. Но можно украсить пейзаж деревьями, речкой, зарослями и вообще красотами природы, включая луну, если получится нарисовать круглую. Ну или хотя бы полумесяц. Луна, несомненно, украшает сценический пейзаж. При желании на заднике изобразить туманную панораму Александрии аки град Китеж, только не перегрузить картину. А может, и без панорамы.
Главное, помочь зрителю продержаться до того момента, когда баритон начнет смотреть эротические сны. Сами понимаете, эротические сны это не так скучно, как сбор укропа, а гораздо интереснее. И, опять же, луна. Если у вас будет ленивый баритон, который ляжет и задрыхнет
2 картина это, конечно, сразу другое дело. Там дом тенора в развратной Александрии. Тут, наконец, можно оторваться и поставить всю максимально разнузданную роскошь, на какую хватит воображения. Чтобы потрясала контрастом с предыдущим аскетизмом.
Колонны... мраморные... статуи девок с голой грудью (обязательно! Атанаэль должен от них нервно отшатываться)... бархатные кушетки и всякие оттоманки... можно даже пуфики. Роскошные занавеси и светильники (можно тоже с девками, как минимум - с руками от девок). Золото, лепнина, излишества. И обязательно пальмы. Там жарко, дом открытый, ну или с внутренним двором, и должны виднеться пальмы. Это то, чего мне дико не хватает. Без пальм прямо никакой радости.
В общем, хочу все такое роскошно-интерьерное на грани фола. Тошнит уже от нищенства этого, в конце концов. Не стоит бояться переборщить, наверняка тенор не отличался вкусом. Так что можно притащить весь реквизит и от души понаставить.
И соответственно прямо представляю посреди всего этого дела аскетичного до чужеродности баритона. В сером балахоне, запыленном, поношенном... сандалики... подпоясан там, чем... шнурком каким-нибудь... Абсолютно анти-роскошный и вообще не отсюда. Зато глазами (большими), конечно, сурово все оглядывает... осанка практически царственная... нос задирает... на физиономии такое высокомерное недовольство, мол, фу, мерзкие еретики.
Но при этом ему, конечно, не по себе, держится скованно, на статуи косится.
Кстати. Решительно настаиваю на балахоне и сандалиях. Никаких кителей, халатов, костюмов-троек и прочего модернистского безобразия. Исключительно балахон в пол неброских оттенков, можно местами разодранный, можно с вырезом, можно пояс или веревочку. Рукава длинные или 3/4. Дополнительно из аксессуаров посох и сандалики. Сандалики стоптанные. Сам не стопчет, отдать поносить хористам, к премьере разносят.
Но, до набедренных повязок, как было у Милнса, тоже доходить не надо. Должна же быть загадка, в конце концов.
Если баритон будет очень просить, разрешить браслетик или цепочку на шею, но что-то одно и мелкое.
Тенор должен быть разукрашен как только возможно. Что они тогда носили вообще... тоги, как в Риме? Тогу пошикарнее, сандалии в каменьях, еще колец там всяких и прочими штуками обвешать. Тенор богатый, на теноре не экономим.
Кробиль и Мирталь, тенорские гаремные девки, должны быть тоже разодеты и в золоте, можно в арабском духе, с голыми животами, кольца в пупке и т.п., браслеты и пр. Но с оттенком вульгарности. Чай, не прынцессы. Баритон будет от них шарахаться ("ах они противные бездуховные девицы"), а они его хватать за все места на тему "какой молоденький, какой хорошенький". Ну и потом будут раздевать и прочее. Нет, прочее это не то, о чем все подумали.
Разумеется, баритон должен быть настолько обаятелен и харизматичен, чтобы женская часть зала мечтала оказаться на месте Кробиль и Мирталь. Но горькая правда... см. выше.
Далее Таис, там, конечно, нужны дорогущие наряды, как можно лучше пошитые. Таки Таис куртизанка высшего уровня, вот как Виолетта Валери. Вот, и на нее свой папаша Жермон нашелся.
Так что все деньги, сэкономленные на не купленных баритону бархатных нарядах и кружевах за последние три оперы, должны пойти на костюмы Таис. Чтобы было на что полюбоваться. Если баритон попадется завистливый, прочесть лекцию о воздержании и пообещать новый пояс к балахону. Авось уймется.
Если тенор попадется вредный и будет требовать себе равноценно шикарных нарядов, прочесть лекцию, что он не баба, пусть не выпендривается.
3 картина это спальня Таис. Правда, забыла, в ее доме или это она у тенора гостевать осталась. Кажись, у нее. Там все должно быть еще красивее, но более утонченно. Голых статуй по минимуму или заменить амурчиками. Зеркало (в рост, в золоченой раме, пусть все от зависти удавятся), столики с украшениями (колье-серег рассыпать побольше, чтоб блестели) и т.п. Можно по стенам фрески. Ну и кровать, естессно, большую и зовущую. С бархатными занавесками, золочеными столбиками и пр. Помимо кровати опять же пуфики, кушетки и излишества.
Эх, мое российское воображение даже не справляется с описанием излишеств. Придется звать художника по декорациям.
Мне еще представляется хорошей идеей напустить в зал ароматов. Как из ветровой установки. Вот начать во 2 картине слегка распылять в воздухе подборку эфирных масел, например, всякий там иланг-иланг и прочее. Это дополнило бы картину, я считаю. А потом спальня, вся эта будуарная обстановка, и еще соблазнительные ароматы. Народ, может, и не заметит, а подсознательно впечатление усилится.
Конечно, могут начаться вопли про аллергию, но можно уж подобрать гипоаллергенные составы или заранее предупреждать.
Ну, 3 картина представляет собою сплошной разврат и порнографию. Ну ладно, не порнографию, но там длительные переговоры между баритоном и сопрано в спальной обстановке. Ох уж эти французы. Еще и ночью (опять же можно использовать луну!), со скандалом, заламыванием рук, хватанием друг друга за руки и балахон и прочими эксцессами. Тут уж смотря насколько разойдутся. А то баритон, понимаете ли, приперся ночью в спальню... и кто его вообще пропустил... и давай устраивать... мол, покайся, грешница! Бездуховно ты живешь, в пороке! А сам, видите ли, в одном балахоне, с глазами и вообще. Нннда. Не волнуйся, котик, покаюсь я, покаюсь.
Хм, это я такое испорченное существо, или Массне действительно все это сочинил?
Баритон, между прочим, сразу сказал, что, мол, люблю тебя. Но тут же уточнил, что это он отечески, духовно и вообще. Ага, ага.
Нет, почему вот ко мне в спальню баритоны романтические в сандаликах не ходят? Хотя знаю, почему... спальни у меня нет... метраж не тот...
Однако к концу картины под влиянием баритонской
4 картина это суматошная сцена на улице перед домом. Она знаменует собою некий сумбурный переломный период между старой и новой жизнью Таис. В сцене у нас народ. Народу много, поэтому одеваем попроще, в балахоны, все равно пролетарии. Можно цветные платки и пояса, чтоб повеселее. И вообще, пусть несут свое, простыни там, платочки. А то сколько же метров ткани на них всех потребуется, разорение. А по простынке с рыла, и уже вон какое театру подспорье.
Таис тут традиционно покрыта белым покрывалом и одета потемнее, т.к. уже морально исправилась и не может более думать о нарядах, а только о высоком. Например, о том, начать ли ей сначала с чтения жития святых или "Часослова".
С обстановкой можно тоже сэкономить, там улица. Типа, белые глинобитные домики и фасад дома Таис, можно нарисовать с колоннами и пр., но все равно раннее утро, темно, можно так уж не расписывать. Зато пальмы обязательно. И вообще, хочется побольше природы... ослика там поставить... тележку... может, голубей каких запустить. Чтобы живенько.
Все будут бегать по сцене и вопить, баритона немного помнут и наставят синяков, ну а что делать. Вообще, эта сцена с одной стороны кульминационная, а с другой - проходная. В итоге баритон решил отвести сопрану к знакомым монашкам в дальний монастырь и сдать им. Себе дамочку оставлять не стал... ну и то, куда ее, в коммуну что ли. Чтобы она там, как Белоснежка с гномами, сидела, ага.
Далее сцена пред-пред-последняя, герои идут по пустыне. Идут-идут... идут-идут... нет, блин, хоть бы поцеловались, что ли, скучно же зрителю!
Но тут и автор понял, что хорош уже по пескам шариться, и написал героям объяснения в оазисе. Ссора, примирение, заламывание рук, хватания за балахон - см. картину № 3.
Следовательно, нужен оазис. Однако, и кусок пустыни должен быть виден, чтоб народ понял, какие уже уставшие путешественники. А потом баритон приведет из монастыря своих подружек-монашек, значит, и монастырь должен где-то недалеко маячить.
Вот какая географически сложная концепция! Как все это впихнуть на одну сцену... Придется снова звать художника-декоратора. Мне кажется, задним фоном надо панорамную пустыню, чтобы простор был, пески, солнце, все такое. Хотя, конечно, это не совсем уж Сахара, а так, может, с кустиками. Монастырь надо скромный, но эстетичный, изящной формы, там же дамы. Тут тоже подумать надо. И пару пальмочек куда-нибудь воткнуть не помешает.
Только надо проследить, чтобы баритон в своем балахоне ненароком не слился с песочным фоном. Наша задача - не спрятать, а выделить баритона из окружающей среды! Он же у нас баритон, а не хамелеон.
Но самое главное, чтобы это выглядело реальной природой, а не платформами с кубами. Тошнит уже от кубов, хочется по-настоящему.
С монашками просто, они в рясах и таких покрывалах на голове. Правда, опять расходы на ткань...
Сдав Таис монашкам и предусмотрительно убедясь, что она не вернется, баритон может пострадать и помучиться. Насколько у кого запалу страдательного хватит. Но уж очень страдать не надо, у нас еще финал. Однако мы должны понять, что баритон именно страдает в разлуке, а не просто, скажем, хочет пить (есть, спать, новый балахон). Поэтому пусть прижимает руки к груди, закрывает лицо, печально смотрит и совершает прочие горестные телодвижения. Можно порвать на себе балахон, но аккуратно, впереди еще спектакли. Если что, пусть сам и зашивает.
Кстати. Если баритон вдруг заявит, что хочет новый балахон, немедленно пресекать. Балахон нужен поношенный, еще чего, новые балахоны тратить. Пусть скажет спасибо, что "Саломею" в том же самом петь не пойдет. Намекнуть, что если будет возникать, то и пойдет.
Сцена предпоследняя возвращает нас в стойбище монахов, так что смотрим картину № 1. Вытаскиваем луну, вешаем, ставим стол. Монахи там уже поели и ушли. Кормить баритона не стоит, все равно вредно есть после шести.
Сцена последняя внутри монастыря в келье Таис. Келья нужна большая, а то ничего не будет видно. Таис помирает, баритон убивается.
Таис в белом, как монашка, но я думаю, хорошо бы распустить волосы. Чтобы вот волной, женственно и т.п.
Келья аскетическая - кровать, пол, потолок. Может, свечку... или там, кувшин... чё-нить такое.
Баритону надо максимально пострадать со всей возможной силой, трагически попричитать, побиться головой и пр. Можно еще немного порвать балахон. Бонусом возможность пообнимать помирающую сопрану. Особо резвые баритоны успевают обхватать все, что еще было не похватано за предыдущие три акта. Ну и то, зря, что ли, пришел. Да и зритель уж заждался. Ну и опять же признания в любви, мол, люблю, люблю, помираю. И ручками, ручками.
Однако это не помогло, сопрана должна упасть и помереть. Вот не понимаю, как Флеминг, сидит-сидит в кресле... померла.. и сидит. И Хэмпсон кругом бегает. Это не внушает как-то. Надо, чтоб руки эффектно воздела и давай падать. Чтоб все прониклись. Баритон, соответственно, может тоже упасть, хотя бы на колени, поприжиматься и т.п. Главное, чтоб народ рыдал и сочувствовал.
Вот как-то так. Главное, чтобы натурально и без геометрии. Может, дождусь когда-нибудь ))