Посмотрела "Осуждение Фауста" Берлиоза в постановке Ля Монне 2002 года. Поют-играют Кауфман(н?) (Фауст), Ван Дам (Мефистофель), Сьюзен Грэм (Маргарита). К спектаклю прилагается очаровательнейшая часовая документалка. Вот я никак не могла проникнуться этой оперой, а тут посмотрела и наконец до меня дошло. Особенно документалка помогла. Обожаю смотреть, когда все ходят в свитерках, болтают и все такое Вообще, на первый взгляд постановка дурная и модерновая, с абстракциями, да и режиссер похож на стрёмного престарелого металлиста с хвостиком. Но на самом деле спектакль классный, у режиссера прекрасное чувство стиля и он ставит осмысленно. И помогает понять произведение Берлиоза. Оно непростое.
Сюжет все, конечно, помнят, но не откажу себе ))
читать дальшеВот представьте, граждане: сидите вы дома, настроение фиговое, жизнь не задалась и вообще депресняк. И тут откуда ни возьмись, появляется в вашей квартире мужик, подозрительный донельзя, с рожей "привет из девяностых". И говорит: "Voici, Faust Слышь, Вася, жалко мне тебя, сидишь тут, киснешь. Пошли со мной, я тебе покажу небо в алмазах, кабаки с девками и прочие радости жизни. По доброте душевной".
Даже если проигнорировать тот факт, что мужик вылез из стены и одет в несусветный желтый костюм и черные перчатки, то вряд ли кто-то согласился бы на такое предложение. Ну не верят люди в халяву. Однако Фауст верил (а все почему? Потому что не жил он в перестроечной России, жизни не знал) и бездумно согласился пойти непонятно куда с добрым дядей Ван Дамом Мефистофелем.
Ну, дальше там Фауста со студентами знакомили, сладкими речами усыпляли и с Маргаритой сводили. А под конец Берлиоз решил себя порадовать и насочинял малёк отсебятины. На Маргариту в общем забили и оставили помирать за кадром, Мефистофель отволок Фауста прямо в ад и радовался своему профессионализму как демона. Нет, там есть финальный хор ангелов, таких возвышенных. Но после очень самодовольного "Я победил!" баритоном ангелы уже как-то не убеждают. На Гуно всё это не похоже, точнее, тут другой Мефистофель. Во-первых, баритон, во-вторых, он более земной такой.
На сцене минимализм, световые эффекты, условность, абстракции и лёгкий привкус разврата. Например, в конце Мефистофель безнравственно щелкал кнутом по монашкам. Где они... вот
Вообще поставлено с умом, без идиотизмов, и все прилично играют. Чувствуется режиссерская рука.
Фауст был очень романтичный юноша, вылитый Ленский, с бантом и кудрями черными до плеч. И речь восторженная
Мне Кауфман вообще понравился, голос у него сильный и хорошо справляется, а то Фаустов вечно поют средненькие тенора. И играл хорошо, с контрабасом обнимался и с меццей. В жизни тоже ничего так )))
Режиссер сидел и слушал
режиссера зовут Роланд Эшлиманн, не знаю такого. Разговаривает по-немецки. Кстати, в документалке вообще все разговаривают на своих языках, интересно слушать на разных
Мецца Грэм очень милая, очень заслуженная Маргарита и, наверно, самая приятная. По-моему, на Ренату Скотто похожа. Вот нехорошо с ней обошлись, так ее Фауст подставил, конечно.
Чудеса гримировки Мефистофелей
Мефистофель вообще злобная нечеловеческая извращенская поганка, да еще в костюме, но в этом что-то есть. Не для слабонервных, особенно когда в перчатках и без шляпы. В шляпе получше )))
студенты с карандашами
Дирижировал дирижер Паппано
Его там в документалке много, он увлеченно вещал о пении, Берлиозе и о том, какой соблазнительный французский язык, как ему нравится и т.п.
Ван Дам практически в унисон вещал, какой французский язык сложный и приводил примеры ошибок произношения в слове "maison".
Тенор скромно что-то говорил про роль, но я не запомнила ))
В общем, интересный спектакль, прелестная документалка и просто хорошая опера с бодрыми мотивчиками. И всего два часа. Главное, выбрать, какой тенор или баритон понравятся.
Главное удовольствие от процесса, когда показывают, как было и как в итоге стало))) Например, на репетиции так
а на спектакле все уже такие важные ))))