Значит, Опералия - это ежегодный оперный конкурс, который устроил Доминго лет 10 назад. Для молодых, но уже имеющих какой-то опыт певцов. Конкурс каждый год проводят в разном городе (как Олимпиаду), и тут вот и нам свезло. Я как-то и не думала на нее идти, но накануне в разговоре с подругой было принято спонтанное решение, а ну как попадем, почему бы и не сходить. Не будет билетов, так пойдем выпьем
Про билеты.
читать дальшеПриезжаю я первой и иду в кассу осведомиться. Время полпятого (а начало в 6), у кассы очередь человека три. Я тихонько встаю в конец и приглядываюсь к афишам, ни на что особенно не надеясь, все-таки международное мероприятие, куда там. И тут буквально через минуту залетает тетенька совершенно колхозного вида - явно из музыки она слышала только частушки под гармошку - оглядывается, подходит ко мне, раз я с краю стою, и говорит:
- Вам на сегодня билеты не надо?
Я:
- О-о-о!!! А почем?
Тетенька вытаскивает два билета с замечательной надписью "Опералия", неумело держит их в руке, ища цену, и говорит:
- 450 рублей.
Я:
- А-а-а!!! Ух ты, а куда? - цапаю билеты. - Е-мое, в ложу! Давайте!
Тетенька, обрадованно:
- Это начальница моя, взяла, а не идет, вот меня и послала продать...
Расстались мы чрезвычайно довольными. Она - что быстро отделалась от билетов, я - что быстро их получила! Вот она, теория относительности вместе с законом сохранения вещества, то есть билетов
К пяти уже набрался народ и очередь в кассу увеличилась человек до десяти. Все внезапно решили пойти послушать конкурс, прямо сегодня... С билетами, кстати, никаких проблем не было, они были и дешевые, рублей по 400-500. Видимо, поскольку это только 1/4 финала, не так престижно. Говорят, на финал и цены другие. Ну, нам и четвертьфинал хорошо А потом, в кассе-то были уже на балкон, а мне попались в ложу. Вот подфартило
Сильно тронула меня девушка из очереди в симпатичном коктейльном платье. Она купила билеты в бельэтаж и сразу после этого, убирая их в сумку, застенчиво спросила у меня, где этот бельэтаж... Я не могла отказать в столь сложной ситуации и объяснила, тыкая пальцем в схему зала, висящую строго слева от окошка...
Про правила и церемонии.
читать дальшеНикогда не была ни на одном конкурсе и даже не видела по тв. Единственное, что видела, это фотографию Ван Дама с последнего бельгийского конкурса за столом жюри в этом его феерическом "сдохните-все-от-зависти" галстуке Из этой фотографии я хотя бы почерпнула представление, как выглядит жюри и их стол, но и только. Так что на Опералии все было ново и любопытно
Что приятно, никаких речей по поводу открытия конкурса не было. Я реально боялась, что придет неизбежный Бэлза и будет толкать в своей манере. Но обошлось. Все было совсем просто, без всяких церемоний. Зрители не торопясь расселись по местам, жюри тоже пришло (в толпе журналистов, конечно, но в целом незаметно и без всякого там выпендрежа) и село за стол. Жюри состояло из Доминго и его жены Марты (невысокая элегантная дама, производит впечатление железной леди), Вишневской и еще 6-7 респектабельных пожилых дядей в костюмах. Из дядей никого не знаю. Первые рядов 6 партера оставили пустыми, дальше стол для жюри, далее просто люди. Кто знает зал театра Станиславского (а кто не знает, тому скажу), там партер разделен широким проходом посередине. Доминго сел в левой половине, прямо у прохода, рядом слева от него Марта, с другой стороны прохода с краю Галина Павловна, а все остальные по обе стороны дальше. Честно сознаюсь, постоянно смотрела на Доминго, тихо ловя кайф от того факта, что до него рукой подать, вот сидит. Живой! Настоящий! Ладно, про Доминго отдельно Он вел всю программу и рулил процессом. Остальное жюри молчало вглухую и общалось только с Доминго.
Конкурс проходит в целом так. У каждого певца есть программа из 4 арий. Как я понимаю, список певцов с ариями лежит на столе у каждого члена жюри, и они по ним сверяются. Сначала певцы пели каждый арию по своему желанию, потом вторую - ту, которую им выберет жюри из их программы. Многих просили спеть и третью арию. Видимо, это для того, чтобы лучше раскрыть вокальные особенности, а может, там и еще причины были, не знаю.
Условия для пения очень спартанские. Просто на пустой сцене рояль и все.
- А почему не под оркестр? - возопила было я, но меня сразу усовестили. Мол, ты чё, как оркестр будет столько десятков арий с певцами разучивать? Я вняла и постаралась удовлетвориться одним роялем. В принципе, под рояль и голос слышно яснее. Но вообще - как они поют в таких условиях, это же ужас. Ни оркестра, ни декораций, ни партнеров, как в опере. Ничего, что могло бы помочь бедному певцу в сложной ситуации, только надейся на себя. И я еще сначала переживала, вдруг кто-то забудет текст или собьется с ритма, или еще что. Я и на премьерах всегда немножко за певцов волнуюсь Но конкурсанты держались вполне уверенно и на Домингины предложения спеть еще реагировали с удовольствием, так что на этот счет я успокоилась. Никто не сбивался и не путался.
Вообще что хорошо, тут певцы все молодые и еще не известные, но и не первый раз на сцене. Все имеют уже какой-то опыт.
Как оказалось, чтобы высидеть всё, требуется много, много терпения и большая выносливость. Это не концерт, а музыкальный марафон! Начали в 18, закончили в 23.15 с антрактом на 15-20 минут! Певцов было 20 человек, 10 + 10 и посередине антракт. Каждый поет по две-три арии - получается, мы послушали не меньше 50 арий точно, причем в основном белькантовых. Из них две трети - сопрано! Штук 25 сопрановых бельканто-барочных арий подряд... Ребята, да я герой! К антракту уже кажется, что участников выступило не десять, а все пятьдесят Да и попросту спина и шея болят! После 22.00 народ не выдержал и стал понемногу уходить, а оставшиеся уже еле шевелились, почти не разговаривали и слушали на автомате Когда все кончилось и можно было расходиться, никто даже не стал приставать к Доминго с фотографиями, сил уже не было
Кстати, в зале тихо, никто не разговаривает (там вообще не сразу поймешь, как себя вести, не спектакль же), но вот мобильники звонят постоянно. Перед началом обоих отделений выходила пижонская тетя в белом пинджаке и велела всем сидеть тихо, хлопать не долго и не кричать "браво", а то нарушаем регламент. Но все равно и хлопали, и кричали, и не думаю, что певцы были этим так уж недовольны. Доминго тоже замечаний не делал
Про разговоры.
читать дальшеВсе разговоры с участниками идут на английском. Как выяснилось, в отличие от пения разговорную речь из зала ни фига не слышно. То ли у всех каша во рту и акцент, то ли просто потому что говорят тихо. Особенно невнятно звучали как назло названия исполняемых произведений, отчего почти весь репертуар пришлось угадывать.
Это все Доминго Внятно и понятно он говорит только одну фразу - "Thank you very much" Все происходит таким образом. Итак, сцена, освещенный прожектором рояль, пуфик для аккомпаниатора. Тишина, полумрак.
Выходит Конкурсант (тенор, сопрано, etc.) и Аккомпаниатор. Сопрано выплывают кокетливой походкой, тенора выбегают торопливо вприпрыжку, басы-баритоны не торопясь идут. Останавливаются у рояля. Тенора кланяются, прижимая ручки к груди, сопраны улыбаются в сторону Доминги и делают реверансы. Чем сообразительнее сопрана, тем реверанс глубже, а улыбка шире. Аккомпаниатор (обоего пола), в отличие от певца, не улыбается, отвешивает небрежный поклон (или так, намек на оный) и принимается возиться на пуфике, подкручивать там винтики, расправлять полы платья/пиджака и перебирать ноты, словом, устраиваться получше. Наличие зрителей и жюри его не интересует.
Доминго (радостным тоном, звонко):
- Good evening!
Конкурсант отвечает тоже "good evening" (кто посмелее), либо опять кланяется, если застенчивый.
Доминго (благожелательно, но потише):
- Что вы собираетесь спеть?
Конкурсант, набирая воздуха:
- Я собираюсь спеть... - неумолимое диминуэндо в голосе... - бу-бу-бу.... - голос падает до нуля ровно перед названием арии! В зале разочарованные вздохи - а ведь все как раз напрягли слух! Нет, опять не услышали!
Доминго благожелательно кивает и делает заинтересованное лицо, что даже со спины понятно. Аккомпаниатор возится с нотами и берет первые аккорды. Все дружно играют в "Угадай мелодию". Конкурсант поет (кто как, об этом ниже), аплодисменты. Затишье. Конкурсант, немного ободрясь спетой арией, стоит ждет дальнейших указаний, потирает лицо, прохаживается или идет за кулисы попить. У некоторых заботливый Доминго сам спрашивал, не хотят ли они пойти выпить водички. А корейский тенор Ли внаглую притащил бутылку прямо с собой на сцену и поставил ее у ножки рояля, чтоб далеко не ходить Доминго тем временем совещается с своей Мартой, бегает через проход к остальному жюри и бурно мыслит. Далее он садится обратно на свое место и собирается огласить конкурсанту название второй назначенной к пению арии. Зал опять напряженно вслушивается (вот, вот, сейчас услышим), конкурсант демонстрирует почтение и готовность внимать мэтру. Доминго, с энтузиазмом, кивая и маша рукой:
- Бур-бур!
Конкурсант радостно кивает и машет аккомпаниатору - он все понял! В зале тихое "тьфу" и "ну ё-моё". Вторая ария, снова хлопки. Примерно в 2/3 случаев конкурсанту велят спеть и третью арию, так что вся сцена повторяется. Наконец конкурсант все отпел и умолкает. Аккомпаниатор, не дожидаясь отмашки, резво сгребает ноты, встает и подрывается валить. Певец, довольный собою, взирает на жюри. Доминго (громко, ясно и приветливо):
- Thank you very much!
Конкурсант радостно улыбаицца и, забыв уже о реверансах, уносится за кулисы, обгоняя аккомпаниатора.
И так 20 раз!
Конечно, Доминго просто коротко называет что-то из списка, скажем "Моцарт" или "Манон", и певцу уже понятно
Особо отличившимся Доминго говорил "very good" А сопране в розовом платье он даже сказал "we love you", но, может, это меня слух подвел. Нечего тут всяким сопранам авансы раздавать.
Нет, точно, она ж ему еще и ответила, мол, "мы вас тоже!" Вот нашлась тут, а
Ехала домой и вспомнила, что мне это напоминает. Помните гениальный фильм "Вас вызывает Таймыр"? Профессор Кирпичников и его жена? "Ну пойте, деточка, несчастная" Оно, оно самое!
Про пение вообще.
читать дальшеС пением вопрос сложный и неоднозначный. С одной стороны - поют в целом хорошо. Чтоб совсем слабо - таких было человека 2-3, не больше. В основном все реально талантливые (как минимум способные и одаренные), очень стараются и впечатление производят хорошее. Тем более что живьем эффект гораздо сильнее, чем по ю-тьюбу. Пока арию поет, прямо привыкнуть успеваешь И тембры красивые, и некий лоск и умение держаться уже есть, и харизма у многих. К тому же, постоянно помня ужасы, слышанные в нашем БТ и том же Станиславском... у этих очень неплохой уровень. Можно всех брать сразу петь в Большой без проблем.
С другой стороны, оцениваешь все-таки достаточно объективно (раз никого из них не слышал-то раньше), к тому же сравниваешь со всякими там... не-будем-называть-пофамильно... Недостатки есть, и даже бросающиеся в глаза. Доминго вон и сам сказал, мол, не понятно, как некоторые сюда вообще попали. ППКС. Какие проблемы:
- у некоторых (и это немаленький процент певцов) откровенное сипение и качка в голосе на разных уровнях. Сипы, песок и как еще называются эти ненужные звуки - есть и слышны ужасно.
- у многих нет низов, что у девушек, что у мужчин. С верхами явно лучше, но низы - это беда-беда.
- почему-то у всех плохое произношение. Поют ли на итальянском, французском, испанском - сильно косячат с произношением, нескрываемый акцент.
- достаточно многие поют не своим голосом. Одна из мецц - явная сопрано, баритоны - лучше бы шли в тенора и т.п. Это тоже заметно, вроде бы ноты человек озвучивает, а тембра-то нет.
- сопрано все сплошь колоратурные. Это просто ужас какой-то, где драмсопраны?? Из штук 10 выступавших сопран драматическими были где-то две, причем нормально пела одна.
- ну и у некоторых все же есть нехватка харизмы, хотя это все-таки нечасто. Так почти все артистичные. Есть некоторое однообразие в стиле и манерах. Кто-то начинает манерничать и извращаться с игрой... Вообще, всякое было Вот гениев как-то не было... И второго Доминго тоже пока не видно. Но еще раз скажу, в среднем уровень певцов очень даже хороший.
По поводу репертуара - это да-а. Это неслабое испытание даже для закаленного слушателя Мало того, что все, особенно сопраны, норовят спеть арию подлиннее, минут на пять, да с повторами, да помедленнее, чтоб получше все имеющиеся достоинства продемонстрировать. А вторую арию попросят - и опять пять минут и с повторами! Но некая шаблонность в выборе репертуара - это ой-ой...
Три раза (три!!) мы послушали арию Манон Массне. Причем последняя исполнительница, иранка Эзази, так коряво ее спела, что не сразу и узнаешь, несмотря на два предыдущих повтора. При этом у нее еще и со страшной силой вылезал танец живота в виде визуального оформления арии
Нет, это не нарочно, но там ария такая... типа вальса Мюзетты, "ах, какая я кокетка"
К тому же коварный Массне написал там паузу в таком месте, что непременно думаешь, что все, ария кончилась. Два раза из трех народ порывался там захлопать - неудобно, а что делать... Уверена, Массне это сделал нарочно Два раза выпало послушать арию меццы из "Фаворитки" ("О мио Фернандо") и два раза - сопрано из "Русалки" Дворжака... И три раза заводную арию из сарсуэлы, не знаю названия, но она известная, где "me muero, me muero - te quero, te quero, Federigo, te quero". На третий раз-то совсем весело... Вообще арий из сарсуэл пели много, наверно, надеясь снискать расположение Доминго. А вот Верди и веристов не пели почти совсем. Все поголовно предпочитают бельканто и барокко. Возможно, оно щадит голос и лучше демонстрирует вокал, им виднее. Но со стороны выходит так, что петь Верди по-прежнему некому. И это удручает.
В какой-то момент ловишь себя на том, что - помираю, хочу Бастьянини! Чтоб гениально было.
Так, конкретно про певцов и остальное будет позже, а то читать много