"Орфей" Монтеверди (1607) считается первой написанной в мире оперой. Это не совсем так, потому что Якопо Пери успел написать в 1601 году оперу "Дафнис и Хлоя", но она утеряна с концами. Поэтому первой оперой считается "Орфей". К тому же, остальные дошедшие до нас произведения Пери известными не стали, так что вряд ли он был сильно талантливый. И бог с ним.
А Монтеверди просто монстр По силе воздействия он не уступает Верди, так же сносит. Слушается современно и актуально, устаревшим не выглядит. Даже кое-где есть спецэффекты! И это невзирая на камерный оркестр, архаичный стиль, контратеноров (но их мало и на пятых ролях - как вы разумно рассудили, маэстро!) и прочие непохожести на привычные нам оперы 19 века.
Кстати, в его второй опере, "Возвращении Улисса", главный герой - баритон Говорят, есть еще переложение партитуры "Орфея", где Орфей - баритон, но я не встречала. Но "ход ваших мыслей мне нравится"
читать дальшеПерестаю болтать абстрактно и перехожу непосредственно к пиар-акции "Орфея". Значит, собрались они с Эвридикой жениться, сбежались всякие пастухи, духи, нимфы и прочий местный народ, все поют и радуюцца на лужке
У Орфея большая красивенная ария про любовь
тенор Лайош Козма, красивый, но отмороженный
если совсем не хочется слушать тенора, то на сборнике Гобби с бароккой есть эта ария в его исполнении, звучит беспросветно-баритоново, мне ужасно нравится))
Эвридика тоже что-то там говорила, но ее особенно не слушали
она и ушла пока цветочков нарвать
Нет ее и нет, народ между собой уже отмечает. Тут и пришла к ним Вестница богов (утонченное сопрано Кати Берберян) и, сама себе ужасаясь, сообщила, что невеста того. Кранты ей пришли
змея ее на лугу покусала, вот такая неприятность
Ну, дальше все погоревали, и Орфей решил идтить в подземное царство и невесту спасать. И пошел. По пути ему встретились:
Надежда, которая его отговаривала (послана фтопку);
хор печальных теней (проигнорирован);
готичный Харон со спецэффектами (выступал и махал веслом, но был угомонен с помощью лиры и теноровой арии - Харон меломан, как вы поняли);
душка Плутончег (сначала упирался, но сдался на уговоры Прозерпины и отдал душу Эвридики)
Дальше все известно, Орфей все равно профукал невесту и вернулся на землю один. Страдал-страдал, но в финале ему (и нам) пришел бонус в виде Аполлона (чудный воздушный бас-баритон Макс фон Эгмонт, не вылезавший из барокко, негодяй!). Аполлон прочел нотацию, что вешать нос - непорядок, и забрал Орфея с собой на небо
Это, конечно, отрывки, и полного впечатления не дают. Целая опера намного объемнее, там еще куча персонажей и море психоделической музыки Обожаю "Орфея".P.S. Кино есть в постановке Поннеля, смотреть обязательно