Сижу слушаю "Таис" (да-да, с теми товарищами, на которых ушел весь скромный бюджет Opera de Marseille за 1991 год ), и сразу с текстом, хочется получше понять. До чего многоплановое произведение! Основное, конечно, вложил туда Франс (опера по роману "Таис", написанному очень своеобразным стилем), но и Массне добавил оттенков музыкой. Каждый раз всплывают бесконечные новые нюансы, разные точки зрения на каждый эпизод и персонажей. Вроде и не подумаешь, а до того закрученная психологическая история получилась.
читать дальшеЯ вот все думаю, что Таис - гораздо более хорошо знающая и понимающая себя личность, чем Атанаэль. Она, конечно, тоже уже устала быть куртизанкой, но долгое время в прошлом ее это устраивало, она была на своем месте и добилась успеха и лишь годы спустя ей захтелось уже чего-то еще. Атанаэль же постоянно занимался тем, что обманывал самого себя и пытался против себя идти. Он уже в начале мельком сознался, что ушел в отшельники-то вовсе не из религиозности, а испугавшись соблазнов Александрии. То ли его так воспитали, то ли просто тараканы такие, но вот было ему не по себе, да настолько, что сбежал в монахи. И все его духовные подвиги, получается, не такие уж и подвиги, ибо он ими заглушал в себе своих тараканов.
Для Таис ее переход из куртизанок в монашки - логичный этап ее развития и духовного роста. Это то, что было ей нужно, поскольку жизнь куртизанки - это ее вчерашний день. В этой жизни ей уже все понятно и надо идти дальше. Просто она не знала, куда, а подвернувшийся Атанаэль указал ей этот путь. И она радостно по нему пошла и стала на новом поприще быстро и успешно развиваться.
Атанаэль же личность по сути дисгармоничная, делающая не то, что на самом деле хочется и всю историю он только борется с собой. В итоге, естественно, проигрывает, потому что против себя не попрешь. Он, правда, тоже не стоит на месте (слава богу, что он не закоснелый упертый фанатик, которого уже не свернешь) и к концу все-таки наконец понимает, что ошибался и вообще жил как-то не так. Но это лишь первый этап. Как любят говорить психологи, осознай свою проблему. Ну вот осознал. Теперь все время после окончания романа/оперы у него уйдет на следующие этапы - примирение с собой и построение какой-то новой жизни. Какой, трудно сказать. Я бы на месте Атанаэля пошла бы куда-нить воевать в Святую Землю... нет, до этого еще лет 600, это ж 4 век... где тогда повоевать-то можно было?.. ну хоть в разваливающийся Рим поехать, там точно есть, чем заняться Все лучше, чем проедаться тут в пустыне. А то как-то слишком много мы думаем не о том.
Во, уже договорилась до продолжения Приключения Атанаэля в развратном Риме Ой, а там же намного хуже, чем в провинциальной Александрии...
С другой стороны, вот эти его братья-монахи из общины, как они там назывались. Они вроде такие святые и возвышенные, но им же нафиг ничего не надо! Сидят они в своей общине в глуши и вообще не стремятся как-то развиваться и расти над собой. Поели-помолились, и ладно, и глубоко плевать, чего там вокруг происходит. Одному Атанаэлю чего-то надо, все бегает и старается кого-то куда-то там наставить. Но пусть хоть так, а эти-то вообще ничего не хотят! И на Атанаэля смотрят с опаской, явно не понимая, чего ему с ними не сидится. Наверняка втихаря только радовались, когда он в очередной раз сваливал в странствия, а то смущал их небось непонятными разговорами и мечтами.
Палемон этот у них, тоже... Как я представляю, это Атанаэль лет через 40 (если доживет). Который тоже пережил всякие там буйства страстей и у него давно все улеглось и теперь ничего не колышет. Пользы от него, кроме управления делами общины, никакой не видно. Всю дорогу говорит одни банальности с умным видом. Реально кроме избитого "молитесь, дети мои" ничего не говорит. И толку от него?
Хотя нет, вряд ли Атанаэль, даже дожив до таких лет, стал бы таким бесцветным.
Вот оно интересно-то как Я уже всем сказала, что на самом деле героя зовут не Атанаэль, а Пафнутий? Спасибо, спасибо, дорогой Луи Галле, что не стал придерживаться оригинала
"Таис", или Тяжкое бремя сублимации
Сижу слушаю "Таис" (да-да, с теми товарищами, на которых ушел весь скромный бюджет Opera de Marseille за 1991 год ), и сразу с текстом, хочется получше понять. До чего многоплановое произведение! Основное, конечно, вложил туда Франс (опера по роману "Таис", написанному очень своеобразным стилем), но и Массне добавил оттенков музыкой. Каждый раз всплывают бесконечные новые нюансы, разные точки зрения на каждый эпизод и персонажей. Вроде и не подумаешь, а до того закрученная психологическая история получилась.
читать дальше
читать дальше